«Милостивый государь, Господин Редактор!»

Елена Смирнова

TNews834_25_CMYK

 

История про героя войны из Томска попала на страницы газеты дважды с перерывом в век

1 июня 1916 года в одну из томских газет пришло письмо: «Милостивый государь, Господинъ Редакторъ! Покорнейшая просьба не отказать поместить въ Вашей газете нижеследующее мое обращение къ Томскимъ жителямъ». О помощи просил отец семейства Артемий Наумович Волос-Волосюк. В письме он сообщал, что его сын Володя во время утреннего чая с криком «Солдаты идут!» без головного убора, чулок и босиком выбежал на улицу и по настоящее время домой не возвращался… Спустя почти сто лет в «Томские новости» прилетело письмо от его правнука Вадима Василько из Красноярска. Накануне Дня Победы он просил рассказать на наших страницах историю его деда – коренного томича, героя Великой Отечественной войны Владимира Василько. Того самого пропавшего сына Володи…

– Сейчас бы я деду спать не давал со своими расспросами и все-все про его военные годы разузнал, – вздыхает Вадим Василько. – Но в детстве разве кто об этом думает… Мне было 14 лет, когда деда не стало. Правда, историю с побегом из родительского дома и Томска разузнал. Его отец Артемий Наумович славился крутым нравом. А дедуля накануне провинился: не доглядел за младшими детьми, и его сестра обожглась кипятком. Ему тогда было 9 лет. С тех пор вплоть до Великой Отечественной дед ни с кем из семьи больше не виделся.

Судьба сильно помотала томича. В Гражданскую войну Владимир Артемьевич был сыном полка, затем попал в Алтайский край. Там хлебнувшего лиха парнишку приютила женщина, которая дала ему свою фамилию – Василько.

Ну здравствуй, брат!

…Случайно встретившись спустя 26 лет разлуки, братья Владимир и Павел узнали друг друга. Встреча произошла в госпитале, вокруг полыхали города, а некогда мирная земля была пропитана кровью солдат. Шел второй год войны с фашистской Германией…

Командир роты связи гвардии старший лейтенант Владимир Василько во время обороны Ленинграда совершил героический поступок. История не сохранила сведения о том, что это был за подвиг. Вместе с медалью (она теперь хранится у внука героя) лейтенант Василько получил контузию и два ранения. Один осколок засел в голове, другой под сердцем. Так всю жизнь они потом и напоминали солдату про былой подвиг. Написать статью о герое примчался военный корреспондент Павел Волосюк. Он даже подумать не мог, что едет на встречу с родным братом. Владимир уже несколько лет жил под фамилией Василько, а его семья при советской власти отбросила часть своей фамилии и стала Волосюк. И все-таки братья узнали друг друга почти с первого взгляда.

Владимир рассказал, что на фронт его призвали из Сталинска (нынешний Новокузнецк). В городе строился мощный металлургический комбинат, к работе привлекались молодые парни едва ли не со всей страны. Так Владимир оказался в Сталинске, где и жил потом до конца своих дней.

– Семья деда после войны воссоединилась в Новокузнецке. Но у Владимира Артемьевича с его отцом навсегда остались натянутые отношения, – рассказывает Вадим Василько.

Вернуться на фронт мужественному томичу больше не пришлось. Слишком серьезные ранения он получил, защищая Ленинград. Воевать на передовой после таких последствий встречи с немцами было невозможно.

Урок от солдата

В мирное время Владимир Артемьевич много работал с молодежью, возглавлял местный клуб и магазин. Про войну рассказывал мало. Но кое-что внук Вадим все-таки разузнал.

– Одна история вызывает у меня восхищение человеческими качествами деда, – рассказывает Вадим. – В 1920-е годы Владимир Артемьевич, спасаясь от голода, устроился на Алтае батраком к одному кулаку. А у того был сын, дедушкин ровесник, который к нему всегда относился свысока и с пренебрежением. Уже на фронте, под Ленинградом, немцы отрезали поступление продовольствия. Солдаты голодали. Однажды им повезло – враги ранили лошадь. Для фронтовых дел она уже не годилась, зато могла спасти от голодной смерти бойцов. Во время такого нежданного обеда дед увидел худого, измотанного солдата. Узнал в нем того самого сына кулака, пожалел изможденного парня и пригласил его за общий стол. Дедуля был человеком несгибаемой воли, но очень добрым.

Еще одну историю внук героя рассказывает уже своим детям. Когда Вадим был маленьким, дед повел его в цирк. Как и всегда для выхода в свет, Владимир Артемьевич надел китель со свои-ми фронтовыми медалями. На представлении встретил группку солдат, которые, судя по расхристанному виду и вольному поведению, были в увольнительной.

– Дед их собрал в фойе, что-то сказал. После чего ребята подтянули спины, поправили ремни, кители. Не знаю, что конкретно дедушка им говорил, но суть воспитательного монолога сводилась к тому, что они всегда, везде и при любых обстоятельствах должны соответствовать званию советского солдата.

Владимир Артемьевич до конца своих дней перед каждым 9 Мая начищал и отглаживал свой мундир, увешанный орденами и медалями, и ходил на праздничный парад. День Победы оставался для него самым ценным и значимым событием в году. Он умер в 1992 году 10 мая – на следующий день после праздника. С чистой совестью и спокойной душой, отдав накануне дань уважения своим однополчанам и всем, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной.

– Для меня было очень важно поделиться историей Владимира Артемьевича, – говорит Вадим Василько. – Мы – последнее поколение из тех, кто общался с героями войны вживую, кого наши деды водили за руку на парад Победы. Наша задача – передать своим детям и внукам память тех героических лет. Если мы не сделаем этого, через поколение-другое истина будет потеряна, забудется подвиг народа и наши внуки будут учить уже другую, лживую историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =