Но в новом терминале хочется задержаться
Тысяча девятьсот семьдесят восьмой год. Через всё лётное поле несусь, как сумасшедшая. Рейс Томск-Колпашево приземлился, а рейс Колпашево-Нижневартовск уже «под парами». Мне надо непременно успеть! Захотела на выходных обнять сестрёнку в Зайцевой Речке (у меня родилась племянница), а это недалеко от Нижневартовска. Кроме прилетевшего из Томска борта вдалеке стоит еще один, от входа к нему начинают откатывать лесенку на колёсах. Кричу:
– Нижневартовск?
– Ага, – отвечает стюардесса, собираясь захлопнуть дверь.
Машу билетом, дескать, я с вами. Лесенка подкатывается обратно, и я радостная заскакиваю в салон. Стюардесса спокойно, без всякой регистрации, принимает мой билет и доброжелательно улыбается. Через несколько часов я на месте…
Тысяча девятьсот восемьдесят первый год. Стою у трапа только что приземлившейся «ТУшки». Рейс Ереван – Томск. Мой крёстный дядя Гамлет через экипаж передал огромный арбуз и ящик винограда…
Да сколько ещё подобных, милых сердцу, историй связано у каждого томича с аэропортом «Богашёво»…
Мимино, но по-томски
Неделю назад… Пьём чай с нашей легендой. Константин Парикожа приехал в Томск навестить матушку, живущую в Богашёво. «Томич года-2016». Тот самый командир экипажа, который посадил полыхающий Boing-777 в Доминикане. Спас жизни 375 человек. Президент России Владимир Путин лично вручил Константину Орден мужества.
Легендарный пилот родом из Томска. Здесь он влюбился в небо. Не обошлось и без влияния отца, конечно, – Юрий Николаевич был командиром самолёта АН-2. После окончания Ульяновского авиационно-технического училища Константин работал в аэропорту «Богашёво». Мечтал летать на больших самолётах. Переучился и сел за штурвал «солидной птицы», которая позволяет кружить ему по всему миру. Практически сюжет фильма «Мимино». Только главный герой кинокартины Валико Мизандари, перейдя в большую авиацию, не прижился в ней. А наш Константин не просто прижился, а уже 17 лет командир корабля.
– Я был и остаюсь томским лётчиком, – настаивает Константин Парикожа, – где бы ни летал. Томское небо – моя первая любовь. А первая любовь в сердце остаётся на всегда.
Сейчас он работает в индийской авиакомпании.
– Мне очень жалко, что я не смогу присутствовать на таком знаковом для области событии, как открытие нового терминала. Да что там – области – России! Я всё внимательно обследовал, проанализировал. Это очень достойный терминал! Комфорт для пассажиров, для сотрудников аэропорта… Целых два телескопических трапа! Разве я мог подумать о подобном, когда здесь работал… И про лётный состав не забыли – есть, где отдохнуть, кто за штурвалом по пять и более часов в сутки. Но небо зовёт. Буду ждать подробный фотоотчёт с открытия.
Распахнутое настежь сердце
Около 11 часов новый терминал принимал первый рейс.
– Я сидел у иллюминатора, – рассказывает переполненный эмоциями Сергей Ерёмин, пассажир рейса 5379 авиакомпании «S7» Новосибирск – Томск, – приземлились, стюардесса говорит, что прибыли в аэропорт имени Николая Камова. А я глазам не верю. Вроде Томск, а вроде и нет. Рулим куда-то. Нас никто не предупредил, что в новом терминале «пришвартуемся». Как белые люди по телескопическому трапу из самолёта в здание прошли. Человек 80 пассажиров было и каждый получил памятный подарок от аэропорта.
Это произошло 29 августа, а уже 30 терминал начнёт жить в рабочем режиме.
Местные технические сотрудники уверяют, что первый репетиционный приём пассажиров прошёл на отлично.
– «Рукавом» управляет китайский специалист, учит наших что, да как. Он русского языка не знает, ну а мы, разумеется, не говорим по-китайски. Переводчику пришлось потрудиться. И это единственная маленькая заковыка сегодня.
3,5 млрд рублей –
такова стоимость нового объекта.
Терминал «упакован» по последнему слову науки и техники. Пиковая часовая пропускная способность новой единицы аэропорта имени Николая Камова – 400 пассажиров в час, терминал рассчитан на 1 млн пассажиров в год.
– Проектировщики, строители, управленцы сделали всё необходимое, чтобы в томском аэропорту появился современный аэровокзал, с которым путешествия по Томской области и в целом по Сибири станут комфортнее. На этом примере мы видим, как эффективно взаимодействует государство и бизнес, дополняя возможности друг друга, – сказал на церемонии открытия полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Серышев.
Губернатор Томской области Владимир Мазур очень часто оказывается в роли авиапассажира – работа того требует. И кто-кто, а он уже в ближайшее время проинспектирует, как пассажир, все возможности нового терминала.
– Участвуя в государственной программе, мы реконструировали взлётно-посадочную полосу томского аэропорта, а сегодня вводим современный аэровокзальный комплекс, построенный на средства частного бизнеса. Совместно с Минтрансом и Росавиацией продолжим расширять географию полётов из Томска, открывая для жителей области новые уголки России и зарубежья, а для гостей региона – наше изумрудное сердце Сибири, – сказал Владимир Мазур.
А то, что география полётов из Томска в скором времени предстанет перед жителями региона в интересном «ассортименте», публично подтвердил основатель корпорации «АЕОН» Роман Троценко, вызвав бурю аплодисментов:
– Появятся дальневосточные направления, Иркутск, новые международные направления. Наша задача сделать Томск не только точкой притяжения студентов, но и развивать туристический потенциал области, в том числе превратить его в место транзитной остановки пассажиров, путешествующих по стране. На данный момент уже есть утверждённый мастер-план, который предусматривает расширение терминала в северном направлении, он позволит обслуживать в два раза больше пассажиров. Площади под строительство зарезервированы.
Все дороги ведут в Томск
Пока суть, да дело – на импровизированной сцене выступали местные качественные артисты, я сунула нос везде, куда было можно. И даже кое-куда, где «штатским» быть запрещено. Я практически побывала внутри авиационного «рентгеновского» аппарата, используемого при досмотре багажа. Зона предполётного досмотра порадовала просторами – в старом терминале она крошечная, а здесь даже кадриль сплясать большой компанией можно.
6,8 тыс. кв. м –
такова площадь нового терминала.
Комната матери и ребёнка очень впечатлила. Самая капризная мамочка будет довольна, остановившись здесь с малышом. Порадовала сервисная инфраструктура «стерильной» зоны и удобные выходы на посадку через телетрапы. Они вообще вызвали большой интерес у участников церемонии открытия нового терминала – теперь пассажирам не страшны никакие перепады температур между местом вылета рейса и его прилётом, что ещё вчера вызывало у всех летающих большое раздражение.
Конечно же, я заглянула в туалет. Его комфортность – красноречивая иллюстрация отношения хозяев терминала к пассажирам. Ставлю крепкую пятёрку – просторно, светло, чистенько, хоть народу на открытие собралось очень много…
Концепция нового терминала вдохновлена изобретениями выдающегося учёного, авиастроителя, выпускника Томского технологического института Николая Камова.
Наружное оформление и интерьер объединены «вертолётной» темой. В зоне ожидания создано студенческое пространство с кроссбукинг-зоной. Концепция проекта – «Все дороги ведут в Томск».
Одним словом, Томская область в очередной раз заявила о себе, как стремительно развивающийся регион, у которого большие планы на будущее.
* * *
…Отправляю этот репортаж на вёрстку и тут же сажусь за обещанный Константину Парикоже фотоотчёт. Уже через час «навсегда томич» посмотрит в Дели или в Ванкувере – как всё прошло в его родном старом, но теперь совсем новом аэропорту.
Автор: Вера Долженкова
Фото: Александра Астафьева, Игорь Крамаренко