Мощи князя Владимира прибудут в Томск

Подготовил иерей Дионисий Мелентьев

Ковчег

С 11 по 14 октября в Томск для поклонения верующих будет принесен ковчег с мощами равноапостольного князя Владимира. Принесение мощей пройдет в рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Торжественная встреча святыни состоится в Богоявленском кафедральном соборе (пр. Ленина, 82) в воскресенье, 11 октября, в 17.00. Принесение организовано по инициативе Русской Православной Церкви и при поддержке фонда святителя Василия Великого.

746e648df4fd036d2e3991f071124292Беспрецедентная по своим масштабам акция началась 27 мая этого года в Туле и завершится 1 декабря в Калининграде. В общей сложности охвачены 45 городов России, в том числе отдаленных северных регионов, и пять городов Белоруссии. Принесение позволит увидеть великую святыню тысячам россиян по всей стране, а также жителям Белоруссии. До этого времени святые мощи были доступны для поклонения, но только для москвичей и гостей города. Празднование знаменательной даты – 1000-летия со дня преставления святого князя – позволило многим тысячам россиян приложиться к уникальной святыне. Это первое масштабное Принесение мощей великого князя с момента их обретения в?XVII веке.

Обретение святыни

Сама история обретения и возвращения церкви мощей святого равноапостольного князя удивительна. Князь Владимир был погребен 15 июля 1015 года в мраморном саркофаге под сводами Десятинной церкви в Киеве. Впоследствии эта церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время пребывал под руинами – до тех пор пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) руины не были разобраны и погребение не было обнаружено. Тогда часть мощей великого князя была передана в Москву царю Михаилу Федоровичу, где они находились в Успенском соборе Московского Кремля. В советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах музеев Московского Кремля. В 2010 году мощи в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской Православной Церкви президентом России и размещены в Кафед­ральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.

Тысячи людей стремятся попасть в дни привоза мощей в храмы, чтобы помолиться святому Крестителю Руси перед ковчегом с его честными мощами и как никогда близко ощутить его молитвенную помощь. Чем объяснить такую необыкновенную духовную силу, которой Господь наделил не монаха, не пустынника, а весьма активного государственного деятеля?

Из грешника – в Красное Солнышко

Князь Владимир не оказал бы такого заметного влияния на христианизацию Руси, не остался бы в народной памяти как благоверный правитель, если бы он лично не пережил благодатного воскрешения своей души от греха и порока. И этим святой князь отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что заметно из изменения его дальнейшей жизни.

Рассуждая о личности святого князя, святитель Николай Сербский пишет: «Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства – исцелившийся больной. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное – обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда – личного преображения – стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? Кем стал ты?»

Это преображение состоялось, и святой равноапостольный князь Владимир проявлял себя христианином во всех областях жизни – и в жизни личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной. Познав истину, он служил ей от всего сердца. Поэтому так быстро и глубоко православие проникло во все стороны русской жизни. Князь увлекал всех своим личным подвигом, он был победителем себя самого. Неслучайно его называли Красно Солнышко – ни один другой русский правитель не удостоился такого эпитета.

Переворот в днепровских водах

Святой князь Владимир – основоположник святости в русском народе, первооткрыватель величия этого понятия, создавший на его основании государственную программу, необычность которой заключается в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе. С него началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых днепровских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – записывает летописец.

Ключ к русскому миру

Принятие Русью христианства сопровождалось не только утверждением церковной иерархии во главе с киевским митрополитом и строительством церквей и монастырей. В страну пришли письменность и письменная культура, возникли библиотеки. Строительство храмов и монастырей создавало предпосылки для формирования отечественной архитектурной и иконописной традиции, а в самих монастырях возникала школа летописания. Культура митрополичьего двора оказывала влияние на княжеский двор и военно-политическую элиту; митрополит стал обязательным советником князя.

Православие фактически сформировало русскую государственность. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие: и политики, и экономики, и тем более культуры.

Сегодня нередко можно услышать или прочитать размышления о том, что стало бы с русской цивилизацией, если бы князь Владимир выбрал иную веру, повел наш народ по иному пути. И вопрос этот, наверное, не совсем праздный. Вопрошающие таким образом пытаются понять себя, определить путь дальнейшего развития нашей страны. Однако прошлое на то и прошлое, что изменить его уже невозможно. Право выбирать судьбу русского народа Господь предоставил святому князю Владимиру. Мы же можем выбирать веру для себя, но не вправе менять историю. Мы можем творить сегодняшний день, созидая или разрушая русскую цивилизацию. Об этом верно выразился протоиерей Андрей Ткачев: «Сердце царя – в руках Божиих. И Богу часто нужно призвать одного, чтобы через него обратить многих. Так случилось с Владимиром. Но ведь не только он ценен в очах Создателя. Ценен каждый человек. И если тогда вождь выбирал за всех своих подданных, то сегодня каждый выбирает за себя. В наше время небеса замолкают в ожидании поминутно, потому что ежеминутно где-то в мире совершается мировоззренческий выбор, решаются вопросы религиозного самоопределения».

Торжественная встреча мощей состоится в Богоявленском кафед­ральном соборе г.?Томска в воскресенье, 11 октября, в 17.00. Мощи пробудут в соборе до 14 октября и пос­ле Божественной литургии, примерно в 12.00, отбудут в Кемерово. 12 и 13 октября в 14.00 и 16.00 перед мощами будут совершаться молебны, на которые вы можете подать записки о здравии ваших родных и близких.

Все ли русские люди в наше время знают заветы, оставленные нам, сынам и дщерям православного русского народа, нашим просветителем святым князем Владимиром? Они выражены в замечательной молитве, которую произнес объятый священным восторгом святой князь в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту сохранил для нас преподобный Нестор Летописец:

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 8 =