Москва и Питер кричали «браво» Томскому оркестру

В честь 75-летнего юбилея Томский академический симфонический оркестр выступил в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга

Рахманиновский зал Московской филармонии, «Зарядье», Концертный зал Мариинского театра – три лучшие музыкальные сцены России покорил за три дня, с 9 по 11 ноября, Томский академический симфонический оркестр.

К юбилейным гастролям оркестр под руководством Михаила Грановского стал готовиться еще в августе, когда торжественно отметил свое 75-летие концертом вместе с Денисом Мацуевым. Народный артист России дал свое согласие выступить в Москве и Петербурге с нашим оркестром в программе русской классики. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин горячо поддержал инициативу музыкантов.

Намеченные планы едва не сорвал осенний локдаун, и все-таки удача оказалась на стороне оркестра – 8 ноября почти 70 музыкантов вылетели в Москву.

Любое выступление на столичной сцене для коллектива из региона – это своеобразный творческий отчет и творческий портрет. В качестве красок для «портрета» художественный руководитель и главный дирижер оркестра Михаил Грановский выбрал произведения, которые показывают исполнительский уровень коллектива, дают возможность каждому артисту проявить себя в роли солиста и ощутить себя частью большого единого организма, – «Половецкие пляски» Александра Бородина, Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова и симфоническую сюиту «Шахеразада» Николая Римского-Корсакова.

Своеобразной генеральной репетицией перед московско-питерскими гастролями стал концерт 3 ноября на родной сцене в БКЗ филармонии. Оркестр показал программу «Дягилев. Русские сезоны», которую горячо приняли томские слушатели.

9 ноября Томский академический симфонический оркестр дал первый концерт в Москве.

Тысячный зал им. С. В. Рахманинова Московской филармонии (Филармония-2), расположенный на юго-западе столицы, в Олимпийской деревне, был заполнен на 70% согласно санитарным нормам.

– Так что можно сказать, что концерт прошел с аншлагом, – подчеркнула в телефонном разговоре директор Томской филармонии Наталия Чабовская. – Конечно, имя Мацуева привлекло в зал его поклонников, но и во втором отделении, после исполнения «Шахеразады», слушатели долго не отпускали наших музыкантов со сцены. Маэстро Грановский трижды выходил на поклон. А постоянные филармонические слушатели заметили, что музыканты из Томска очень старались. На концерте побывал и директор Московской филармонии Алексей Шалашов. Он отметил ансамб­левое звучание оркестра, рост исполнительского уровня музыкантов, особенно хвалил дирижерскую работу. А наши музыканты отмечали потрясающую акустику Рахманиновского зала. Но в хорошей акустике таилась и своя опасность: играя в БКЗ, оркестранты привыкли работать на усиление звука, а здесь этого делать не нужно, звук и без того концентрированно шел в зал. Должна сказать, оркестр с технической задачей справился великолепно. Каждый инструмент был слышен превосходно. В «Шахеразаде», где много динамических контрастов, оркестр показал слаженную игру. И заслужил горячий прием искушенной московской публики.

– Концерт прошел очень эмоционально, ярко. Публика долго не отпускала нас со сцены после «Шахерезады». А первое отделение («Половецкие пляски» и Рахманинов) тоже прошло на подъеме, – делится своими впечатлениями скрипачка Ольга Пивоварова. Ей есть с чем сравнивать, она участвовала во всех московских концертах оркестра, начиная с 1986 года. – Участвовавший в концерте Денис Мацуев играл великолепно, его долго не отпускали со сцены. Он очень тонко, хрустально исполнил на бис «Музыкальную табакерку» Лядова. Детские голоса кричали: «Браво!» Мы очень довольны акустикой, освещением, на сцене много места, удобные стулья. Зал нам очень понравился. Маэстро был в хорошем настроении, и мы тоже.

Днем 10 ноября Томский оркестр уже осваивал новую для себя и весьма престижную сцену в концертном зале «Зарядье».

«Репетиция в космосе началась», – сообщила в соцсетях Ольга Суходолина, начальник PR-отдела Томской филармонии, которая вместе с артистами находилась в «Зарядье».

Ассоциация с космическим кораблем возникает у каждого посетителя из-за особой архитектуры зала. И музыканты чувствовали себя немного космонавтами. Три шедевра русской музыки, которые когда-то на заре ХХ века покорили Европу во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева, прозвучали также космически. На этот раз в Концерте Рахманинова солировал молодой талантливый пианист лауреат международных конкурсов Андрей Гугнин. С этим пианистом оркестр уже играл в Томске.

Утром 11 ноября томичи на «Сапсане» отправились покорять Северную столицу, где последний раз оркестр играл в 1986 году. И вечером того же дня уже играли на новой сцене Мариинки вместе с Денисом Мацуевым. И вновь громко звучало: «Браво!»

Автор: Татьяна Веснина
Фото: Елена Астафьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *