Мотивация роста

АттестацияВ Томской области создана и успешно функционирует система аттестации педагогических кадров, учитывающая особенности нашего региона. Сформирована аттестационная комиссия при Департаменте общего образования ТО, а также комиссии по таким направлениям, как физическая культура и спорт, культура и искусство. О том, чего удалось добиться за три года действия системы, как изменилось отношение педагогов к процедуре аттестации, какие новшества появились в последнее время, рассказывает Наталья Назарова, заведующая Центром аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций Томской области.

 

Три года пути

 

– Наталья Николаевна, позади более трех лет проведения аттестации по новому порядку. Можно подвести итоги?
– Если говорить в целом, то за три года достигнуты важные результаты: разработаны нормативные и организационные документы аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области в соответствии с требованиями законодательных актов. Сформированы группы специалистов (ранее они назывались экспертами) и осуществлена их подготовка для проведения аттестационных процедур. В текущем учебном году, например, работают более 500 опытных и компетентных специалистов, которых аттестационные комиссии привлекают для проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых; проведены совещания, методические семинары, круглые столы, посвященные актуальным проблемам аттестации; созданы банки данных о специалистах и аттестуемых педагогических работниках.
– Сколько всего педагогов в нашей области прошли аттестацию?
– Почти восемь тысяч. Если посмотреть по учебным годам, то по всем категориям аттестации год от года наблюдается рост.
– Были ли случаи отказа в присвоении квалификационной категории?
– Были, но очень мало. Мы тщательно разбираем все ситуации. Когда, например, эксперты делают вывод о несоответствии педагога требованиям квалификационной категории, запрашиваем руководство образовательной организации, проверяем все сведения, стараемся быть максимально объективными.
– А если человек все-таки не аттестован, может ли он пройти повторную аттестацию?
– Может. Но только через год.
– Многие населенные пункты нашей области труднодоступны: большие расстояния, плохая транспортная инфраструктура. Педагоги городов и глубинки находятся в неравном положении. Этот момент принимается во внимание при аттестации?
– Учитывая нашу географическую разбросанность и низкую плотность населения, мы активно развиваем заочную форму аттестации. Педагогический работник должен предъявить видеозапись двух уроков, если он учитель, или видеозапись двух занятий, если он педагог дополнительного образования или педагогический работник ДОУ, плюс аттестационное портфолио. Эта форма хорошо прижилась. Кроме того, в прошлом году опробовали заочную форму в дистанционном режиме. У нас была открыта страничка на сайте, педагог мог там зарегистрироваться и выложить материалы своего аттестационного портфолио.

От скепсиса к признанию

– Наталья Николаевна, что дает аттестация системе образования и самим педагогам?
– Аттестация дает возможность педагогу осознать, проанализировать свою деятельность как профессионала каждые пять лет. Педагогу предлагается определить эффективные стороны своей деятельности, увидеть проблемы в результатах своего труда и способы их преодоления. Кроме того, педагогический работник получает дополнительную оплату за квалификационную категорию. Все это ведет к совершенствованию образовательного процесса и, безусловно, к повышению качества образования.
– Три года назад многие педагоги скептически относились к процедуре аттестации, испытывали перед ней страх. Судя по отзывам моих знакомых, работающих в системе образования, сейчас отношение к аттестации радикально изменилось. В чем дело?
– Сейчас страха действительно нет. Мы выстроили свою работу так, чтобы педагогам все было понятно. Условия организации процедуры аттестации, требования к содержанию деятельности педагога доступны всем работникам образовательных организаций Томской области. На сайте http://edu.tomsk.ru/ каждый может найти нужную информацию. Открытость и доступность информации позволили снять напряжение в педагогических кругах. На курсах повышения квалификации обязательно рассказываем о требованиях к аттестации. Кроме того, к нам ежедневно по телефону поступают вопросы, и мы постоянно консультируем педагогов. Когда понятно, чего ожидать, уже не страшно.

Новый порядок

– Слышала, что с нынешнего учебного года внесены изменения в процедуру проведения аттестации. В чем их суть?
– С 15 июня 2014 года введен в действие новый порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Мин-обрнауки РФ 7 апреля текущего года. В нем четко сформулированы основания аттестации педагога на квалификационную (первую, высшую) категорию. Это результаты их деятельности, то есть достижения их воспитанников и учеников. Акцент делается на выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Изменения коснулись и организационной схемы. Порядок упрощает процедуру подачи заявления, предоставляет возможность не выходя из дома заявить о своем желании пройти аттестацию. Сейчас на апробации находится профессиональный стандарт педагога. Это тоже новый документ, который предъявляет современные требования к профессии педагога. Не сделать предварительного прогноза о соответствии современным требованиям наших педагогов мы не могли. Поэтому включили в итоговое заключение компетентности, востребованные в современном образовании. Бонусами отметили значимые функции педагогической деятельности: участие педагогов в предметных комиссиях ОГЭ, ЕГЭ, наличие собственного сайта, разработку индивидуальных программ (маршрутов) сопровождения особых обучающихся, наставничество, наличие звания и так далее.
Еще одно важное изменение касается всех педагогов России: «Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ». Это означает, что полученные в результате аттестации квалификационные категории будут гарантированно сохраняться у педагогического работника при переходе в другую организацию на всей территории РФ. Согласно новому порядку помимо педагогических работников государственных образовательных организаций аттестацию теперь должны проходить и их коллеги из частных организаций.
– Итак, каждые пять лет педагогический работник обязан пройти аттестацию либо на соответствие занимаемой должности, либо, по желанию, на квалификационную категорию. И до каких пор, Наталья Николаевна, это должно продолжаться?
– До тех пор, пока он работает, независимо от возраста. В прошлом году у нас прошла аттестацию руководитель сельского музея. Ей за 70 лет, а глаза горят, идей масса, в итоге – блестящая аттестация.

 

Аттестация по-новому
Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями.
Порядок аттестации предусматривает категории педагогических работников, в отношении которых аттестация в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям не проводится, это:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д», возможна не ранее чем через год после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е», возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
Аттестация для установления квалификационной категории проводится по желанию педагогических работников, за исключением профессорско-преподавательского состава.
Срок действия квалификационной категории составляет пять лет и продлению не подлежит.
Установленные по результатам аттестации квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в иную организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ.
Заявление может быть подано независимо от продолжительности работы в организации, в частности, когда работник находится в отпуске по уходу за ребенком.
При подаче заявления необходимо обратить внимание на следующее:
– в заявлении должны быть указаны квалификационная категория (первая или высшая) и должность, по которой педагогический работник желает пройти аттестацию;
– заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории должно быть подано впервые не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории;
– заявление о повторном проведении аттестации может быть подано не ранее чем через год с того момента, как аттестационная комиссия приняла решение об отказе установить ту же квалификационную категорию.
Распорядительный акт об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории размещается на официальном сайте Департамента общего образования Томской области в сети Интернет.
(Полный текст нового порядка можно прочитать на сайте http://edu.tomsk.ru/, раздел «Аттестация».)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 5 =