Так они говорят друг о друге и о своих работах
«Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы засвидетельствовать создание новой семьи… Является ли ваше желание добровольным?.. Объявляю вас мужем и женой! Можете поздравить молодых…» Сколько раз Любовь Ивановна Семиколенова повторяла эти волнующие слова влюбленным парам! А ведь 50 лет назад она сама была невестой в белом платье и венчающей голову кружевной фате. Ее избранник – не менее известная в нашем городе личность – следователь РОВД, а затем судья Асиновского городского суда Евгений Иванович Семиколенов.
Комариный «урок»
Семья Семиколеновых, в которой рос и воспитывался Женя, самый маленький из трех братьев, жила в поселке Малиновое Озеро Алтайского края. Местный соляной завод к тому времени перестал развиваться и перспектив оставаться здесь уже не было. Сначала Семиколеновы переехали в Горно-Алтайск, но привыкшую держать хозяйство маму Шуру огорчало то, что здесь негде было пасти корову. И знакомые позвали в небольшой городок Томской области с лесопромышленным комбинатом-гигантом. Так в 1963 году семья оказалась в Асино.
– Как было не остаться? Такого изобилия, как здесь, мы не видели, – вспоминает Евгений Иванович. – Я к тому времени в 3 класс школы №4 пошёл. В Асино уже тогда была спортшкола и большая библиотека, что немаловажно. Книжки для меня были лучшим развлечением наряду с футболом и купанием. Родители лениться не давали. Пока они на работе, мы по хозяйству управлялись и поддерживали порядок в доме. Мама строго за этим следила. Могла и подзатыльник дать, если что не так. Отец же за всю жизнь руки на нас не поднял. Впрочем, нам его взгляда достаточно было.
Когда мальчишкам давали «вольную», они бегали купаться и рыбачить на Кривуху. Бывало, отец брал их с собой на охоту.
– В первый раз с отцом и братом на уток пошли, когда мне лет семь было. Сидим в кустах, а комаров – полчища. Я отмахиваюсь, а батька цыкнул, мол, спугнешь дичь. Сидел, терпел, тише воды, ниже травы. А на утро опух от укусов до неузнаваемости. Такой вот первый охотничий опыт! – усмехнулся он.
В 1967 году родители начали строить дом. С утра и до вечера братья помогали отцу, осваивая столярное ремесло. Два лета с утра и до позднего вечера трудились на стройке. Зато после въехали в новые хоромы в центре города.
Русская молдаванка
Школу Женя любил, учился на отлично, все предметы давались с легкостью. В 9 классе к ним из школы №2 перевелась новенькая – маленькая, хрупкая, но бойкая активистка Люба Прашко. Уже тогда девчонка запала ему в душу. Быстро обзавелась друзьями-подругами, завоевала симпатию класса. Вскоре стала комсоргом. Ни одно мероприятие не проходили без ее участия. А с каким выражением она читала стихи, какое множество их знала наизусть! Это до сих пор с изумлением вспоминают их сверстники. Однажды, случайно листая классный журнал, на последней странице с надписью «национальность» (была такая графа в школах СССР) Женя заметил напротив ФИО Прашко пометку «молдаванка». Как так? Все русские, а она одна такая?
Бабушка и дедушка Любы действительно были молдаванами. Вместе с пятью детьми в 1930-годы были сосланы в Сибирь. Обосновались в деревне Мало-Жирово. Позже отец Любы Иван женился на местной красавице, родили сынишку и двух дочерей. Старшая из детей – наша героиня. Иван был влюблен в сибирскую природу. И даже когда все братья и сестры вернулись на родину в Молдавию, он остался здесь, с родителями.
– Папа сроднился с природой. Работал трактористом и знал каждый околочек, каждый пенёчек в округе, каждый изгиб речки Латат. Был добытчиком: охотником, рыбаком, собирал грибы, орехи и ягоду. А какой чай заваривал! – вспоминает Любовь Ивановна. – Полезность каждой травки знал. Когда родители переехали жить в Асино, мы все каникулы проводили у бабушки с дедушкой в деревне. Главной нашей работой мама с папой считали учебу, потому практически не обременяли домашними хлопотами.
Их класс был очень дружным и сплоченным. Ребята ходили в походы, встречались на спортивной площадке, вместе гуляли. Женя и Люба к выпускному уже поняли, что не могут жить друг без друга.
– Так ко мне пришла Любовь, – ласково приобнял жену за плечи Евгений Иванович.
Пылесос с биографией
Получив аттестаты зрелости, ребята переехали в Томск. Окончившего школу с золотой медалью Евгения могли принять в любой вуз, он выбрал радиотехнический. Люба поступила на филологический факультет пединститута. Два года они встречались, а потом решили пожениться. 24 июля в томском Дворце бракосочетаний состоялась торжественная регистрация в кругу многочисленных друзей-студентов и родственников. А потом вот так, по парадному, всей гурьбой да с песнями поехали на поезде в Асино гулять свадьбу к родителям. Подарков им надарили – уйму.
– Японские тарелки, дорогие столовые приборы от свекрови, большой ковер от мамы, – показывает дары Любовь Ивановна. – А еще из ценностей – книги, одеяла, два пылесоса. Один мы позже друзьям передарили, а другим пользуемся до сих пор!
1974-й стал для молодых годом перемен. На третьем курсе Люба ушла в академотпуск, в декрет. А Женя понял, что выбрал не ту профессию и перевелся на юридический факультет. После рождения дочки Юлечки семья переехала из Томска в Асино.
– Сначала жили у свёкров, – делится воспоминаниями Любовь Ивановна. – Насколько я сильно любила своих родителей, настолько же дороги мне стали папа и мама Жени. Мудрые, заботливые, очень скромные люди. В их огромном сердце хватало места для всех нас.
Евгений устроился работать в ГОВД, учился теперь заочно. И Любовь засиживаться дома не стала. Бабушки и дедушки взяли заботы о внучке на себя, чтобы студентка осталась на дневном отделении. После получения диплома о высшем образовании практику Любовь Ивановна проходила в школе №4 и уже мечтала, как ярко и феерично будет вести свои уроки. Но работать по специальности не довелось, не было вакантной должности учителя русского языка и литературы.
Чтобы музу не спугнуть
А ей предложили поработать делопроизводителем в ЗАГСе, где позднее она стала заведующей. Евгений Семиколенов на тот момент уже трудился следователем в милиции. Дежурства, ночные выезды, стол с кипой документов… Но и жена, как шутит глава семейства, была замужем еще и за своей работой.
– Зароется в бумагах, сценарии пишет, литературу перерывает. А я не отвлекаю, чтоб музу не спугнуть, – смеется Евгений Иванович.
35 лет посвятила она ЗАГСу. Нет в жизни радостнее моментов, чем создание семьи и рождение детей, десятки тысяч раз Любовь Семиколенова становилась свидетелем этих счастливых событий. И это каждый раз окрыляло ее.
В 1987 году в районе состоялись выборы судей в Асиновский городской суд (судей и народных заседателей на тот момент избирали народным голосованием). Семиколенов набрал максимальное количество голосов. Служителем фемиды пробыл до 2012 года. Его уважали коллеги, никто не сомневался в верности принятых им судебных решений. И горожане отмечали: справедливый. Сегодня Е.И. Семиколенов не на пенсии, а в почетной отставке.
Относясь к работе с полной самоотдачей, Семиколеновы находили время и для себя. Свободные вечера и выходные они проводили непременно вместе. А уж в единственной дочке оба души не чаяли, купали в любви и внимании.
И хотя Юля – единственный ребенок в семье, она отнюдь не была избалованной. Ее так же, как и родителей, увлекали книги. Пошла по маминым стопам и получила профессию филолога. Вышла замуж, обосновалась в Томске. Сегодня возглавляет департамент ЗАГС Томской области. Занимать руководящие должности – это у них семейное…
Ручные караси
На пенсии супругам Семиколеновым скучать некогда. Любят поездки на природу, наслаждаются ее красотой и напитываются жизненной энергией. На страничке в «Одноклассниках» у Любови Ивановны более 11 тысяч фотоснимков, которыми она делится со своими многочисленными друзьями. И, представьте, у нее 2,3 тысячи подписчиков! Здесь можно увидеть снимки старого города Асино, живописные уголки нашего района, цветники на ее участке. Сад Семиколеновых – это отдельная история. Попадаешь на задний двор, а там – сказка! На идеально ровно выкошенной полянке красуется огромная клумба. Здесь же у летнего домика бьет небольшой фонтанчик, а вода ручейком стекает в искусственный пруд. Подхожу поближе и ахаю: вот где мечта рыбака! Карасей – кишмя кишит. Бросила в воду пойманного кузнечика, и забурлило все вокруг, рыба аж выпрыгивает.
– Это наши домашние питомцы – уловила мой удивленный взгляд Любовь Ивановна. – Как их можно есть? Они плодятся, а мы их выпускаем в Воронопашенский пруд и в Челбак. И так каждый год.
* * *
…В честь золотого юбилея, который Семиколеновы решили отпраздновать в торжественной обстановке, невеста была очень обворожительна, купаясь в нежном и ласковом взгляде жениха. Скоро зал бракосочетания заполнят родные и друзья. И будут десятки поздравлений, искренних и светлых, как сами Семиколеновы. Но в этот момент супруги будут принадлежать только друг другу, как в юности, полвека назад.
Автор: Алёна Меренкова
Фото из семейного альбома