Мозаика страстей и судеб

В Томской драме прошли два аншлага «Анны Карениной»

За неделю до объявленной премьеры театр запустил в соцсетях отсчет до начала интригующей постановки по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Осталось всего два дня, один… и практически с первых же минут действа зритель погрузился в атмосферу светского бала. Как же хороши были артисты, особенно актрисы, в этих вечерних туалетах – такая лёгкость, стать и страсть! Именно она, страсть, показана через декорации спектакля в виде красного подиума и черно-красного платья главной героини.

Смещая оптику интересов

Правда, берясь за постановку хрестоматийного произведения Льва Толстого, режиссёра Олега Молитвина интересовала не центральная линия отношений – Анна-Вронский, а представители столичного общества, окружающие эту пару. И события, происходящие вокруг них.

У Толстого такая мозаика, говорил в одном из предпремьерных интервью Олег Молитвин, где все друг друга так или иначе видят, знают, пересекаются, где у каждого свой взгляд на брак, супружеские обязанности и любовь.

– В этой постановке мне интересно было в большей степени сосредоточиться не на любовных переживаниях Анны с Вронским и ее уходе из семьи, а на том, как отражаются их поступки на окружающих, как сталкиваются людские мировоззрения, как по-разному строятся взаимоотношения мужчин и женщин, как рождаются семьи. Ведь на наших глазах развивается несколько жизненных линий. В романе, например, большое внимание уделено отношениям Левина и Кити, Стивы и Долли, и очевидно, что они для Толстого не менее важны, чем отношения Карениной и Вронского. Поменять привычную оптику и взглянуть на эту историю под таким ракурсом – вот что было нам любопытно, – говорил о замысле постановки «Анна Каренина» главный режиссер Томского театра драмы Олег Молитвин. – И центральная линия – Анна–Вронский – у нас идет фоном. О ней мы все время слышим, узнаем от разных персонажей, но не видим «в кадре». Такой подход мы с автором инсценировки Ксенией Никитиной обозначили как «чеховский прием», когда события часто происходят за кулисами, а на сцене видна реакция на эти события, рефлексии персонажей.

В лабиринтах любви

Итак, томскому зрителю представлен многослойный спектакль, построенный на трех основных, взаимосвязанных между собой сюжетных линиях. С первой начинается непосредственно сам роман и философское замечание автора о том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И сразу следом: «Все смешалось в доме Облонских». Вот уж где действительно кипели страсти. Узнавшая об изменах мужа Стивы – Степана Аркадьевича (Константин Зуев) жена Долли (Олеся Казанцева, в другом составе её роль играет Татьяна Тёмная) собирается съезжать с московского особняка. В 33 года она считает себя старухой по сравнению с молоденькой француженкой-гувернанткой, которой увлекся ее непутевый муж.

Приехавшая из Петербурга в Москву сестра Стивы Анна убеждает Долли не разводиться. В конце спектакля эти женщины поменяются ролями.

А пока сибарит Облонский продолжает жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Как же аппетитно Константин Зуев разыграл сцену обеда с Левиным (Дмитрий Янин). Тут тебе и три десятка устриц, и суп с кореньями, и тюрбо под густым соусом, и ростбиф, и пармезан. А какие напитки!

Правда, Левину такие изыски совсем не интересны. Ему ближе щи да каши. А приехал он в Москву, чтобы сделать предложение Кити – Екатерине Щербацкой (Екатерина Максимова, в другом составе – Анастасия Золотарёва).

И это вторая линия в многослойном спектакле. Еще совсем недавно Кити была увлечена Вронским, но тот променял ее на замужнюю женщину. Метания Кити, ее страдания, а в итоге понимание того, что любит ее по-настоящему только Левин. А как достоверно сыграли озабоченность за будущее младшей дочери артисты Елена Саликова и Владимир Козлов. Они мастерски обнажили чувства родителей, понятные и близкие современному зрителю. А ведь между ними временная пропасть в полтора столетия.

И еще одна линия – судьба Каренина. Как из успешного чиновника высокого ранга он превращается в обманутого супруга. Актер Антон Антонов как будто был создан для этой роли – аристократическая худоба, грация, стать, одним словом, настоящая «белая кость».

По ходу действия спектакля он менялся буквально на глазах. Сначала Алексей Каренин довольно сдержанно воспринял весть от преданного друга, графини Лидии Ивановны (Ирина Шишлянникова, в другом составе – Елена Дзюба), которая из добрых побуждений (не могу молчать) сообщила ему о неподобающем поведении Анны на балу: «Анна Аркадьевна танцевала с графом Вронским, да так, что все обратили на это внимание».

В томской версии зритель видит Алексея Каренина в счастье, в страдании и снова в счастье. В конце спектакля герой предстает совсем другим человеком: он нашел в себе силы простить измену жены, удочерить плод любви Вронского и Анны и наслаждаться покоем в окружении наследников. Он вывез Сережу и маленькую Аню на природу, да какую: зритель смог в полной мере насладиться пасторальной картинкой, созданной на сцене театра. Герой Антона Антонова сумел превратить зло в добро, ревность в любовь, страдание в сострадание.

– Пап, пап, догоняй! – кричит малышка в белом платьице, ловко пускающая мыльные пузыри на зеленом лугу.

– Аня, Анна, далеко не беги! – по-доброму строжится отец.

– Алексей Александрович, не ожидал встретить вас в деревне, – удивлен встрече с Карениным Левин.

– Вот оно счастье – жить для других, единственно возможное, постоянно существующее, а я так глупо не замечал его, – выводит новую формулу жизни Левин.

– Константин Дмитриевич, – протягивает для знакомства большую ладонь девочке Левин.

– Аня, – отвечает та. – Каренина.

Каренин с дочерью, Левин с Кити и их новорожденным ребенком уходят в светлую даль. Туда, где пасутся на воле породистые лошади, символы свободы, грации и силы.

Драма на фоне музыки

А что же главные герои? Анна и Вронский (Константин Калашников) в этой постановке остались практически без слов. Одни танцы и много-много пластических движений. Но каких! Здесь и трагизм матери, которой не дают общаться сначала с Сережей, а потом отобрали еще и дочь. Сколько трагизма в сцене, где героиня Аделины Бухваловой обнимает лошадку-качалку как единственную связь со своими детьми. Не менее выразительно и исполнение актрисой песни-поэмы Владимира Высоцкого «Бокал». Умирающая Анна едва успевает расставить акценты, медленно произнося великие строки: «Все нужные ноты давно сыграли, сгорело, погасло вино в бокале…».

Что характерно, в этой «железнодорожной» истории о поезде только говорят, и лишь однажды, во время скачек, слышны колесные ритмы, никаких других намеков, параллелей или бутафорских предметов в спектакле нет.

Отдельно стоит сказать о роли музыки, дополняющей и усиливающей напряжение по ходу действия спектакля. Взять хотя бы в самом начале постановки сцену встречи Вронского с Анной на балу. О страсти главных героев сначала сообщают струнные инструменты, потом рояль, затем вступает труба. Как же терзает и выматывает она душу, показывая такую сильную, но запретную в высшем обществе любовь…

Вместе с режиссером Олегом Молитвиным в создании спектакля вновь принимала участие художник-постановщик Дарья Здитовецкая, для которой это была уже пятая постановка на сцене Томской драмы. Вместе с ними рука об руку работали художник по свету Стас Свистунович и балетмейстер Наталья Шурганова.

* * *

Новую постановку этой дружной творческой команды положительно оценили не только теат- ралы: на апрель распроданы уже все билеты. Остальным придется ждать до мая.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =