Муниципальное здравоохранение в предчувствии беды

Томичке Галине Н. нужно было срочно пройти УЗИ почек, и она обратилась в поликлинику № 6. Дело происходило в декабре 2012-го, а записали ее на 27 февраля 2013-го. «Хоть ложись и помирай, – расстроилась женщина. – Не медики, а равнодушные бюрократы».

Действительно ли врачи настолько плохие, что сознательно вынуждают пациентов месяцами ждать очереди на прием? Отнюдь. Все проще и одновременно драматичнее: здравоохранение испытывает жесточайший кадровый голод.

Кадровый дефицит

Общая численность врачей в Томской области 3 658 человек, дефицит составляет 640 специалистов (15%). Нехватка среднего медперсонала еще более существенная: при совокупном количестве 7 470 медсестер и фельдшеров требуются еще 4 515 (38%). Не хватает офтальмологов, лор-врачей, неврологов, анестезиологов… Несмотря на ежемесячную доплату 10 тыс. рублей, остро не хватает педиатров и терапевтов. Такая ситуация не только в Томской области, но и в других регионах страны. Ни принятая в конце 1990-х концепция кадровой политики в здравоохранении РФ, ни проект «Здоровье», ни программа модернизации системы не повлияли на кадровое обеспечение лечебных учреждений. Да, улучшились техническая оснащенность, состояние зданий больниц и поликлиник, общее финансовое положение ЛПУ, но дефицит кадров сохранился. Даже хваленый «Земский доктор» кардинально не изменил ситуацию, а лишь закрыл некоторые вакантные дыры.

Неблагодарная черная работа

По словам главного врача горбольницы № 3, председателя Ассоциации главврачей ТО, Михаила Лукашова, специалисты не хотят работать в первичном звене, потому что это непрестижно, малооплачиваемо и тяжело.

– В отличие от федеральных медицинских НИИ, куда не попадают бомжи и алкоголики, наш контингент – это народ во всем его многообразии, – мотивирует Лукашов свою точку зрения. – Мы должны принимать всех – и буйных алкоголиков, и неопрятных бездом-ных граждан. Случаются драки, нападения на врачей, приходится вызывать полицию. Каждый ли врач выдержит такое испытание за те копейки, которые ему платят? Средняя зарплата врачей на ставку у нас 15 тыс. рублей. При этом я вижу в супермаркетах объявления: «Требуются кассиры, зарплата от 15 тысяч и выше, полный соцпакет». Я таких перекосов не понимаю!

Михаил Лукашов говорит, что в поликлинике при третьей горбольнице не хватает около 30% кадров. Примерно такая же ситуация в других ЛПУ города. Учреждения, разумеется, пытаются переманивать специалистов друг у друга. В результате получается абсурдная, перевернутая с ног на голову конкуренция: не работодатель выбирает сотрудников, а сотрудники выбирают ЛПУ.

– Я уже давно не смотрю на цвет диплома выпускника, – с досадой замечает Михаил Александрович. – Мне все равно, красный он или фиолетовый, мне важно, чтобы человек дошел до ЛПУ. Хотя выпускники меда прежде всего смотрят в сторону НИИ и частной медицины.

Ценность № 1

Председатель ассоциации главных врачей области с горечью говорит о том, что ни в одном национальном проекте по здравоохранению нет четко прописанной кадровой политики. Есть высокие технологии, диспансеризация, модернизация… Есть все что угодно. А кадрового блока нет! Никого не волнует, что на новейшем оборудовании работать будет просто некому. И лечить больных будет некому.

– Давайте проведем аналогию с семейным бюджетом, – предлагает Лукашов. – Мы знаем, сколько надо заплатить за коммунальные услуги, питание, учебу. Но если в семье появляется больной, то статья расходов на здоровье становится статьей номер один. Потому что без здоровья не нужно ничего. Поодиночке мы это понимаем, а на уровне общества и государства нет. Армия – важно. Полиция – тоже важно. Но здоровье главнее всего.

– Когда делегат первого съезда врачей от нашей больницы процитировала коллективу прозвучавшую там фразу о том, что к 2018 году зарплата врачей будет в два раза превышать среднюю по региону, реакция была саркастической. К 2018 году все разбегутся, и муниципальная медицина рухнет.

 

МНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

Юрий Исаев, гл. врач поликлиники № 10:

– Я общался с выпускниками СибГМУ, звал на работу в поликлинику. Ни один не подошел, не поинтересовался, какая зарплата, какие условия. Все собираются идти в частные клиники, в науку, но только не в муниципальное здравоохранение. Раньше кадровая селекция заключалась в чем? В обязательной отработке после вуза в течение трех лет. Если бы вернуть отработку хотя бы в течение года, можно было бы не только вакансии закрыть, но и вести селективный отбор.

Виталий Грахов, председатель правления ТРО ООО «Российская медицинская ассоциация», главный врач межвузовской больницыВиталий Грахов, гл. врач межвузовской больницы, председатель правления Медицинской палаты ТО:

– Раз уж государство дало возможность бесплатно получить прекрасное медицинское образование, то выпускнику надо бы и отработать. И лучше всего в первичном звене. Я сам прошел через это и считаю, что лучшей практической школы, чем ЦРБ, нет ничего. Там и самостоятельность, и ответственность. Берись за дело и нарабатывай опыт. Если не хватает знаний, можно посоветоваться со старшими коллегами, связаться с профессионалами из Томска – возможности для этого сейчас безграничны.

Михаил Лукашов, председатель Ассоциации главных врачей ТО:

– В последнее время много говорят о возвращении системы распределения. Я не сторонник такой меры. Было бы разумнее поступить по-другому. Вот человек идет учиться на бюджетное место, государство на него тратит колоссальные деньги налогоплательщиков. Да, нельзя заставить его ехать туда, куда он не хочет. Но при поступлении можно подписать контракт: на тебя потратили деньги, ты их верни или отработай. Это, мне кажется, должно касаться не только медиков, но и всех выпускников-бюджетников.

 

«Мы движемся к кадровой катастрофе, поскольку идет отток от государственного в частное здравоохранение»

Леонид Рошаль, президент  национальной  врачебной палаты

 

ГЛАС НАРОДА

Рейтинг специальностей  (по материалам фонда «Общественное мнение» и журнала Wall Street*)

*100-балльная система оценок.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • В 2011 году Томский базовый медицинский колледж окончили 194 средних медицинских специалиста, только 23 из них поехали работать в сельскую местность.
  • Самая низкая обеспеченность врачебными кадрами в Томской области сложилась в Кожевниковском и Шегарском районах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × пять =