Муза Даненберг, предприниматель:
– Небольшое кафе – не бог весть какой бизнес, но для меня это основной источник дохода. Поэтому когда на мое недвижимое имущество покусились, за свою собственность вцепилась зубами.
Так вышло, что эта борьба стала делом моей жизни. В 2013 году я выхожу на пенсию, и мне бы не хотелось передавать «знамя борьбы» детям. Надеюсь поставить точку в этой истории, поучительной для власти и наглядной для других владельцев земли, которые в любой момент могут попасть в аналогичную ситуацию.
События начали развиваться в 2008-м, когда городская администрация для строительства узла ул. Елизаровых – ул. Балтийская бесцеремонно «откусила» от 15 соток участка по пр. Фрунзе, 238, 70 «квадратов» земли. Мэрия не отрицала факта использования частной собственности, чиновники разных уровней просили меня, владелицу земли, не препятствовать строительству дороги и в письменной форме давали обязательства предоставить аналогичный по размеру участок или выкупить тот, что изъяли. В 2011 году, когда дорога стала эксплуатируемой, настроение в посланиях чиновников изменилось: «Только через суд».
И я обратилась в арбитраж, потребовав, чтобы городская администрация, так и не выкупившая захваченный у меня участок (за который я, кстати, плачу налоги), возместила за его использование арендную плату: для начала с 2008 по 2011 год. По рыночным расценкам выходила сумма 315 тыс. рублей. И хотя мэрия предлагала всего 600 рублей, арбитражный суд вынес решение в мою пользу. Сумма уже перечислена. Сейчас идет процесс по дальнейшему арендному платежу: с 2011 по 2012 год. Прецедент создан, думаю, новый арендный транш не заставит себя долго ждать.
Но если кто-то считает, что такой финал меня устраивает, то сильно заблуждается. Во-первых, он промежуточный: в истории нужно поставить точку, чтобы мои дети как собственники могли распоряжаться землей, не имеющей обременения. Во-вторых, за годы борьбы я заплатила своим здоровьем.
И в проигрыше осталась не только я, но и город: за несговорчивость и недальновидный расчет, что предприниматель, замученный бумажной борьбой, отступит, скудный городской бюджет теперь платит дорогой монетой.
В 2008 году 70 «квадратов» моей земли обошлись бы городскому бюджету примерно в 70 тыс. рублей (я была готова расстаться с участком по сходной цене). Компромисс власть не устроил. Спустя пять лет город вынужденно, по решению суда, идет на затраты. Но сумма уже в десятки раз выше, чем могла быть, если бы представители власти считались с правом частной собственности.