Ошеломляющий успех томской премьеры
8 сентября в Томском театре драмы состоялась премьера спектакля «Любовный переполох». Это название объединило два созданных в начале ХIХ века водевиля: «Любовную почту» Александра Шаховского и «Бабушкиных попугаев» Николая Хмельницкого.
Своим появлением спектакль обязан Лаборатории ComedyUlёt2, проходившей в Томском театре драмы в октябре 2023 года. Режиссёры, приехавшие на эту Лабораторию, искали нестандартные приёмы постановки комедийных спектаклей. Темой Лаборатории стала российская комедия. Михаил Лебедев работал с пьесой «Весы» Евгения Гришковца, Ильшат Мухутдинов создавал эскиз по «Истории метранпажа» Александра Вампилова, Пётр Норец придумывал, как воплотить на сцене роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Анна Потапова, выпускница столичного РАТИ-ГИТИС и художественный руководитель Великолукского драматического театра, выбрала для работы водевиль Николая Хмельницкого «Бабушкины попугаи».
– Поиск материала был мучительным, – вспоминает Анна Львовна, – пришлось перечитать полсотни водевилей. Конечно, в голове крутились известные названия типа «Льва Гурыча Синичкина», «Сватовства майора», «Петербургского ростовщика», но я решила, что найду что-то совсем особенное.
И это ей удалось. Написанный Николаем Хмельницким водевиль «Бабушкины попугаи» был поставлен в 1819 году в Большом театре, а потом позабыт на целых два столетия. Текст найденной Анной Потаповой пьесы был с ятями.
Эскиз на Лаборатории получился удачным. Присутствующие на обсуждении критики отмечали его цельность. Зрители не скрывали восторгов: такой жанр с музыкальными номерами, танцами, акробатикой и юмором обязательно должен появиться в репертуаре! По итогам зрительского голосования эскиз был признан лучшим. А Анна Потапова продолжила поиски материала, чтобы дополнить спектакль ещё одним водевилем.
В этот раз из всего прочитанного ей понравилась «Любовная почта» Александра Шаховского. Как ей показалась, эта пьеса близка по интонации к «Бабушкиным попугаем», такая же лёгкая, игривая, маньеристская.
Сегодня фамилии Шаховского и Хмельницкого вспомнят только филологи и театроведы. А ведь они были виднейшими людьми своего времени.
Князь Александр Александрович Шаховской – драматург, писатель, поэт и администратор, с 1802 по 1826 гг. служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. Квартира Шаховского в Санкт-Петербурге («чердак Шаховского») во второй половине 1810-х гг. была центром литературной и театральной жизни, где бывали А.С. Пушкин, П.А. Катенин, А.С. Грибоедов и др. Александр Александрович упоминается в «Евгении Онегине» Пушкина:
«Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой…»
Отмечал Александр Сергеевич и второго автора, назвав как-то в письме Николая Хмельницкого «любимым своим поэтом». Судьба этого человека была яркой и сложной. В 1812 году после начала Отечественной войны он вступил в петербургское ополчение, был адъютантом М.И. Кутузова, участвовал в сражениях под Дрезденом и Лейпцигом. По окончании войны переведён в гражданскую службу. В 1829-1938 гг. был смоленским и архангельским губернатором. На этих постах он много занимался просветительством, был арестован, а потом оправдан.
В 20-е годы ХIX века имя Хмельницкого пользовалось громкой литературной известностью. И именно в его доме на Фонтанке у Симеоновского моста в кругу его друзей состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором А.С. Грибоедовым.
Шаховской и Хмельницкий создавали первые российские водевили. Сам же жанр водевиля появился во Франции в XV веке и сразу стал любимым. Что было закономерным: «Музыка, песни, интриги и танцы» (как поётся в известной песенке из советского кинофильма «Ах, водевиль, водевиль…») всегда трогали зрительские сердца и доставляли наслаждение.
– В Томском театре драмы очень много профессионально поющих актёров. И это сильно облегчило работу над спектаклем в этом жанре, – отмечает Анна Потапова. – К тому же театр сделал нам огромный подарок. В процессе постановки спектакля с артистами работала потрясающий педагог по вокалу Вероника Цай.
Спектакль «Любовный переполох» получился лёгким, изящным, азартным и наполненным тонким юмором. Сценографию и костюмы для постановки создавала художница Анастасия Гринь.
В водевиле «Любовная почта» на первый план вышли не любовные отношения, а конфликт чудаковатого творца с окружающими его людьми. Незадачливый Председатель палаты Севастьян Пентюхов, которого играет Владислав Хрусталёв, собирается жениться на юной Софье (в разных составах её играют Аделина Бухвалова и Анна Ганжа). Влюблён в юную прелестницу и граф Брянской (Константин Зуев). Однако коварная мачеха Софьи, бригадирша Ветлугина (Ирина Шишлянникова) не собирается выдавать падчерицу замуж, ведь после свадьбы она не сможет распоряжаться капиталами девушки. Граф придумывает оригинальный способ, как общаться с возлюбленной. Наивного Пентюхова делают певцом любви, трубадуром, он выступает в роли своеобразного любовного почтальона. Помогает влюблённым и слуга Егор (Юрий Шадрин). Всё это приводит к весёлому переполоху, который разрешает конфликтные ситуации. Кажется, никто из персонажей не остаётся обиженным: влюблённые смогут пожениться, Ветлугина получит хорошее содержание, а Севастьяну Пентюхову подарят целый оркестр музыкальных инструментов.
Сюжет «Бабушкиных попугаев» тоже даёт возможность представить на сцене весёлую череду уморительных недоразумений. Пожилые родственницы пытаются оградить от всякого знакомства с «коварными и опасными» мужчинами юную Терезу и воспитывающуюся вместе с ней крестьянку Жоржетту. И, когда девушки на прогулке по саду встречают молодых людей, тётушки-бабушки объявляют их попугаями особой породы.
В пьесе Хмельницкого пожилая родственница, считающая всех мужчин исчадием Ада, одна. В спектакле их пять, и такое количество не кажется чрезмерным. Потому что смотреть на персонажей, которых играют народная артистка РФ Валентина Бекетова, заслуженная артистка РФ Людмила Попыванова, актрисы Ирина Шишлянникова, Елена Саликова и Татьяна Тёмная, – истинное наслаждение. Каждая из них имеет особый характер, каждая изящна, грациозна, неподражаема. В каждом образе считывается особая женская судьба. Эффектная театральность – непременная черта любого водевиля. Также как и строго заданные амплуа героев. Очаровательна госпожа Мервиль, которую играет Елизавета Хрусталёва. Прелестны, чисты и наивны её юная дочь Тереза (в разных составах эту роль исполняют Аделина Бухвалова и Анна Ганжа) и воспитанница Жоржетта (Екатерина Максимова). Брутален завоёвывающий сердце госпожи Мервиль вояка Жеркур (Владислав Хрусталёв). Элегантен его племянник Флорвиль (в разных составах его играют Михаил Чернов и Дмитрий Упольников). По-крестьянски простодушен его слуга Жако (Константин Зуев).
Мир, созданный в водевиле «Любовный переполох», кажется волшебным и нежным. Герои спектакля милы и простодушны. А зрители получают искреннее наслаждение, вновь открывая для себя старый добрый жанр водевиля.
Автор: Наталья Бабенко
Фото: Сергей Захаров