Музыка – свидетель времени

80 лет Томская область живет под аккомпанемент артистов филармонии

Колокола Благовещенского собора и августовский гром присоединили свои голоса к звукам рояля, который звучал на Набережной реки Ушайки. На следующий вечер призывом «О, соле мио» музыканты «раздвинули» тучи.

Томская филармония всегда живет и развивается вместе с областью, хоть и родилась двумя годами позже. Филармонический фестиваль «Классическое лето-2024», который стартовал 17 мая, уже становится историей. В этом году изменился формат: шесть (!) дней в неделю жители и гости региона посещают уличные мероприятия. Уже прошло более 70 бесплатных встреч с музыкальным, театральным и хореографическим искусством.

Сегодня на Набережной соединяются современные технологии и классическая музыка. И сочетание колокольного звона со звуками электронного рояля иллюстрирует изменения, которые происходят с регионом, филармонией, и всеми нами.

Мелодия – это престиж

В августе 1804 года, на праздник Преображения Господня, колокола Благовещенского собора известили о том, что по велению Александра I образована Томская губерния. Тогда в регионе не было ни оркестра, ни даже светской музыки.

В августе 1944, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Томской области, исторический Томск огласили заводские гудки, в том числе и завода резиновой обуви, который размещался в бывшем Богоявленском соборе. Этот документ дал старт на энергичное развитие всех сфер жизни региона.

Создание филармонии в мае 1946 года стало знаком мирной жизни. Появление многожанрового концертно-­зрелищного учреждения серьезно поднимало престиж региона: областному центру полагалось иметь свою филармонию и симфонический оркестр. Их созданием занимался потомственный дирижер Моисей Маломет. Областная власть взяла на себя материальное обеспечение учреждения, которому предстояло стать флагманом томской культуры и победителем соцсоревнований среди филармоний страны на протяжении нескольких десятилетий.

У филармонии тогда не было ни транспорта, ни здания. Коллективы – хор русской песни, симфонический и духовой оркестры – давали концерты на летних сценах летних Буфф-сада и Горсада. Уже в первый год работы артисты поехали в районы области «для обслуживания колхозников в период посевной и уборочной кампаний». Только с июня по октябрь 1946 года филармония дала 215 концертов, которые посетили 94 тысячи слушателей.

Сегодня в залах Томской филармонии проходит свыше 400 концертов в год, на выездных площадках артисты проводят еще четыре сотни выступлений. Общее количество слушателей, которые внимают музыку и в виртуальном пространстве, измеряется сотнями тысяч. В честь 80-летия Томской области до конца года Хит-оркестр филармонии выступит во всех муниципалитетах региона.

Рихтер и Мацуев в Томске…

В начале 50-х Виктор Цейтлин, который приступил к руководству филармонией, превратил летние гастроли симфонического оркестра в Красноярске, Барнауле, Новосибирске и Кемерово, в уличные фестивали. Пока там не появились свои оркестры, мировая классика звучала в исполнении наших музыкантов.

Кстати, Томский оркестр первым из симфонических коллективов страны дал концерты за Полярным кругом. В апреле 2024-ого наш оркестр впервые выступил в Забайкальском крае и Иркутской области. Раньше легендарная «Седьмая» симфония Шостаковича там никогда не звучала.

50-е годы прошлого века стали первым расцветом музыкальной жизни региона. В условиях дефицита сценических площадок, музыкальных кадров и инструментов, Цейтлин за два года сделал филармонию известной на всю страну – в Томск ехали выдающиеся мастера профессионального искусства. При отсутствии прямого авиасообщения со столицей, у нас выступали звезды: Рихтер, Ростропович, Коган, Ойстрах, Вертинский…

Уже в 2000-х творческими друзьями региона стали Денис Мацуев и Валерий Гергиев. Ежегодные фестивали первых музыкантов страны добавляют стимула к творческому развитию. Больше 10 лет в регионе действует соглашение о сотрудничестве с Мариинским театром. Его результаты – стремительная карьера молодых музыкантов, которые сделали музыку профессией благодаря конкурсу «Дети играют с оркестром». Почти 10 лет зажигает огонь «Новых имен» Денис Мацуев и 13 ребят из школ искусств региона уже являются стипендиатами международного Фонда.

Из Томска – в Союз

В Томской области начинали путь на большую сцену артисты, которым рукоплескал весь Советский Союз: Владимир Мулявин, Валерий Ободзинский. Свои первые выступления описала известнейшая циркачка Тамара Лязгина, восхитившая своей гибкостью индийских йогов: «Наши бесконечные гастрольные поездки меня закалили! Выступать приходилось и в маленьких деревнях. Ехали туда на открытых грузовиках или лошадях. Потом шли пешком… В туфельках даже в слякоть и морозы. В концертной бригаде человека четыре или пять. Бывало, идешь по зимней дороге и слышишь вой волков…».

Среди этих 4-5 человек был тогда еще контрабасист Валерий Ободзинский. В другой филармонической бригаде от Норильска до Минска выступал будущий создатель «Песняров» Владимир Мулявин.

Эдисон Денисов, уже будучи знаменитым, провел в Томской филармонии только один творческий вечер в 1990-м году. Но его музыка и международные фестивали его имени проходят в Томской области уже два десятка лет.

Томская филармония всегда отвечала и отвечает на вызовы времени. Сейчас мы делаем ставку на молодых, за ними будущее. Концерты филармонии стали чаще выбирать молодые жители региона – это отчетливо видно по «Пушкинской карте». Федеральный проект помог нам переформатировать программы с учетом запросов современного человека.

Наталия Чабовская,
директор Томской филармонии

… а нефть и газ находили под Бетховена

Доставлять искусство в самые отдаленные уголки большой области стало партийным заданием в начале 70-х. Первой откликнулась филармония: область заготавливает лес и сплавляет его по рекам, значит, рекой поедет и музыка. Директор филармонии Александр Жеравин инициировал фестиваль «Северное сияние», который трансформировался во Всесоюзный фестиваль «Реки дружбы». За 40 лет по томским рекам глубинку региона посетили Магомаев, Лещенко, ансамбль танца Игоря Моисеева, ансамбль «Березка», ансамбль Александрова и многие, многие другие!

В вахтовые поселки геологов, нефтяников и газовиков музыкантов везли вертолеты. Для гастролей оркестра в Стрежевом и Александровском фрахтовали самолеты. Колпашево, Парабель, Нарым и другие «севера» на гастрольной карте артистов филармонии появились в то время, когда область стала осваивать добычу нефти и газа. Моцарта, Гайдна, Бетховена на всех месторождениях исполнял струнный квартет филармонии, которым руководил будущий народный артист России Сергей Зеленкин.

Сегодня струнный квартет Томской филармонии выступает не только в муниципалитетах и экспериментирует с концертным пространством в городе. Наш «Фаэтон» под управлением Семена Промое, работал в Совете Федерации, на выставке-­форуме «Россия» на ВДНХ.

Современная параллель гастролям в 60-х возникла и в ноябре 2022 года, когда впервые на гастроли в Асино и Кожевниково отправился цифровой орган. Его, а также американскую арфу и еще дюжину современных музыкальных инструментов, подарила томичам к 75-летию филармонии администрация юбиляра-­региона.

Что нашел «Онегин»?

Историю области невозможно представить без деятельности филармонии. Вспомним «рабочие полдни», когда оркестр играл симфонии прямо в заводских цехах. Или абонементы «Мастера искусств – труженикам Томска» для Академгородка и студентов вузов, появившиеся по инициативе самого Владимира Спивакова. Егор Лигачев курировал строительство БКЗ уже из Москвы!

На заре томского телевидения режиссер Софья Сапожникова впервые поставила фильмы-­оперы с певцами Томской филармонии. И не оперный Томск транслировал оперное искусство на всю страну. Спустя более полувека Томская филармония по инициативе директора Наталии Чабовской вновь оказалась среди первых, кто принял участие в масштабном российском проекте. Организаторы национальной оперной премии «Онегин» привезли в Томск лауреатов. Среди них – наш земляк – ведущий солист Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-­Данченко Николай Ерохин. Кроме концерта и мастер-­классов, у организаторов была цель найти новые голоса. И уже в июне два сопрано из Томска – Екатерина Клеменс и Елена Серова – пели в Государственной капелле Санкт-­Петербурга.

Томская филармония сегодня – это полторы сотни профессиональных музыкантов, три концертных зала, летняя эстрада и сотни тысяч счастливых зрителей. В Томск едут из районов области, из соседних регионов. Томск смотрят в виртуальных концертных залах, которых уже 15. Со дня на день виртуальный зал будет открыт и в Приазовье, чтобы концерты артистов Томской филармонии в режиме реального времени могли видеть и слышать жители новой России.

Справка «ТН»

Сегодня Томский оркестр возглавляет Владимир Понькин. Впервые в истории региона с коллективом работает народный артист России. Более 100 дирижеров стояли за пультом оркестра. Среди них выдающиеся мастера — Кац, Лапиньш, Бабенко, Ядых, которые получили звания народных и заслуженных, в том числе и по результатам работы в Томской филармонии.

Автор: Анна Серебрякова
Фото: Елена Астафьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − четырнадцать =