Поисковый отряд «Прометей» отстоял очередную Вахту Памяти
Середина мая – традиционная пора возвращения известного томского поискового отряда «Прометей» из очередной весенней поисковой экспедиции. В этот раз на местах боев 370-й Асиновской стрелковой дивизии томичи обнаружили останки двоих бойцов РККА, личности которых пока не установлены. Казалось бы, два человека – не так много. Бывало, в ходе прошлых экспедиций прометеевцы поднимали гораздо больше останков. Но заранее предугадать в такой работе ничего невозможно. Как бы там ни было, память о каждом бойце, ценой своей жизни защитившем Родину в лихую годину, для нас свята. Поэтому воздадим должное людям, в тяжелейших условиях возвращающих память о защитниках Отечества, и расскажем, чем же была знаменательна прошедшая экспедиция.
По местам боев земляков
В этом году 20-дневная весенняя Вахта Памяти прометеевцев, кстати сказать, уже 64-я по счету, прошла с 22 апреля по 12 мая. И началась она немного необычно. Как правило, прометеевцы по согласованию со штабом экспедиции «Долина», руководящим всеми поисковиками, сами выбирают место раскопок. В основном обследуют известные районы. В последние годы одними из них стали печально известный потерями 2-й ударной армии Мясной Бор Новгородской области. Но не тут-то было. Этой весной еще на этапе подготовки томичам руководство в приказном порядке начало скидывать по электронке все новые и новые координаты мест поисков.
5 442 бойца и командира РККА подняты и захоронены за 38 лет работы поисковиками отряда «Прометей».
Вначале указали поселок Соколово, что в районе Старой Руссы той же Новгородской области. Потом почему-то поменяли его на другой – Яблоково, что в пяти километрах от Соколово. Что ж, сибирякам не привыкать. Яблоково так Яблоково. Тем более что в этом районе в 1943 году воевала наша сибирская Асиновская 370-я стрелковая дивизия, взаимодействовавшая с 377-й Валгинской стрелковой дивизией. Икать земляков – дело вдвойне святое. Но столь нарочитая «опека» немного напрягала и нервировала сибиряков. А ее причина проста. По словам руководителя «Прометея» Ивана Харченко, в «Долине» наконец-то решили упорядочить действия разных поисковых отрядов, зачастую дублирующих поиски и по нескольку раз проходящих одну и ту же территорию. К сожалению, такие накладки случались. Вот и выдали всем точные задания. Чтобы уж обследовать «квадраты» раз и навсегда и больше в этих местах не копать.
Кстати, весной 2023-го на месте боев в районе Новгорода Великого работало как никогда много поисковиков. Более тысячи человек! Видимо, причина та же: с пристрастием прочесать район от и до и, что называется, закрыть тему. Приятно сознавать, что свою лепту в общее дело внес и наш поисковый отряд, состоящий из десятиклассников Томского кадетского корпуса под руководством ветерана поискового движения Ивана Харченко, отметившего в этом году 80-летний юбилей.
Мудреный медальон
Ребята проверенные, некоторые из них в поисковой экспедиции были уже второй раз. Один из них, Антон Дрождин, так объясняет свое желание заниматься поисковой работой:
– В кадетском корпусе нам много рассказывают про Великую Оте- чественную войну, про подвиги наших дедов. И это меня лично задевает. Поэтому я давно хотел прикоснуться к поисковой работе. Отблагодарить участников войны за то, что подарили нам будущее. Семь месяцев готовился к непростой экспедиции. Ведь жить и работать нам приходится в экстремальных условиях. Старался. И, когда мы наконец обнаружили останки первого солдата, испытал даже некоторое облегчение. Вот он, наш земляк. Возможно, такой же парень, как и я. Он столько лет безымянный пролежал в земле. Теперь мы захороним его по-человечески. А возможно, и узнаем имя героя. Вернем память о нем. Может быть, найдем родственников.
Работать томичам в этой экспедиции поначалу пришлось в сравнительно сносных условиях. Выделенное место поисков оказалось лесистым. Сухим. Рядом протекает небольшая речушка Черная. Да и погода стояла хорошая – температура выше плюс двадцати. Большую помощь сибирякам оказал местный поисковый отряд «ШКРАБ» во главе с бывшим учителем Светланой Орловой. Вот только в леске найти ничего не удалось. Обнаруживали засыпанные блиндажи с массой патронов, невзорвавшимися снарядами, остатками одежды, армейского обихода – все наше, советское. Но не более того. Останков не было. Наконец, решили углубиться в расположенную неподалеку болотистую местность. И на пятый день поисков уже вечером сибирякам улыбнулась удача. Наткнулись на останки нашего солдата.
На следующий день здесь же обнаружили и медальон. По поясному ремню, лежавшему вместе с останками, определили – рядовой боец. Интересно, что колпачок медальона оказался запаянным снаружи. Такого бывалому поисковику Харченко еще видеть не приходилось. Получается, кто-то, видимо владелец медальона, не поленился и не просто плотно закрутил пластиковый цилиндр, а именно запаял его. Так что с большой долей вероятности можно сказать: внутри медальона должна быть бумажка с необходимыми сведениями. Иначе никто не стал бы так заморачиваться.
В соответствии с железным правилом поисковиков, медальон не стали распечатывать на месте, а положили в специальный пакет и передали специалистам-криминалистам. И сейчас ждут от них вестей.
Кадеты есть кадеты!
Через день неподалеку прометеевцы обнаружили останки второго бойца, и тоже с медальоном, но обычным, незапаянным, причем у него колпачок был закручен неплотно. Так что внутрь, скорее всего, попала влага. И этот медальон передали специалистам. Интересно, что рядом с останками бойца нашли три патрона от противотанкового ружья. Как они там оказались, одному богу известно, ПТР рядом не было. Никаких личных вещей обоих солдат с инициалами также найти не удалось. На остатках шинелей, на прикладе найденной рядом винтовки тоже нет фамилии или имени. Не ясно и то, какой смертью погибли бойцы. Конечности, которые удалось поднять, не имеют видимых повреждений, черепа целы. Следов от пуль или осколков на них нет. Ясно только, что сибиряки пали не в окопе. Возможно, погибли в бою.
206 опознанных солдатских медальонов на счету у членов отряда «Прометей».
Примечательно, что в нынешнюю поисковую экспедицию томичам пришлось выполнять не только обязанности копателей, но и продемонстрировать то, чему их научили в кадетском корпусе, структуре почти военной. 5 мая в Новгород Великий привезли Вечный огонь. По этому поводу состоялся торжественный митинг и небольшой военный парад. Вот только выяснилось, что местные поисковики ходить строем совсем не умеют. И когда высокое начальство узнало, что томские поисковики из кадетского корпуса, следовательно, со строевым шагом знакомы не понаслышке, то попросило выручить – пройти торжественным маршем на параде, что наши ребята с успехом и сделали. Все были в восторге. Военная выправка пригодилась. Причем на этом просьбы руководства не закончились. После парада томские кадеты еще и заступили на пост № 1 возле Вечного огня, а потом провели несколько встреч, рассказывая о поисковой работе. В общем, не ударили в грязь лицом!
В прошедшую Вахту Памяти внимание руководства к томским поисковикам из «Прометея» было особенно пристальным. Больше всего это касалось его бессменного руководителя. Для того чтобы пообщаться с Иваном Харченко, лагерь томичей даже посетила руководитель всех поисковиков ответственный секретарь поискового движения России Елена Цунаева, вручившая Ивану Григорьевичу медаль «За отличие в поисковом движении».
Воронка ждет
– Возможно, такое внимание к моей скромной персоне было вызвано юбилеем, – смеется Иван Харченко. – Общаясь со мной, Елена Моисеевна хотела понять, как можно в 80-летнем возрасте еще лазить по болотам и копаться в земле. Ведь многие мои ровесники уже сидят на завалинках и травят анекдоты. Какие уж там раскопки! Я ответил, что сибиряк, и этим все сказано. То же могу сказать и про своих ребят. Сибиряки всегда были первыми.
Гостью интересовало, как получилось, что в 2018 году официальное поисковое движение в России отмечало свое 30-летие, а Харченко в тот год отмечал уже 34-ю годовщину своей работы. Выходит, что наш земляк начал свою поисковую деятельность еще до того, как за нее всерьез взялось государство!
Сейчас члены поискового отряда «Прометей» отдыхают от тяжелой работы. Но впереди уже маячит новое задание. Из «Долины» томичам поступило приглашение на поиски в Мясном Бору.
В одном из его районов была проведена разведка на основе донесений и архивных данных. Специалисты обнаружили огромную засыпанную воронку от 500-килограммовой авиабомбы, в которой могут быть захоронены останки около 150 наших бойцов и командиров. Причем в воронке найдена металлическая табличка с фамилиями погибших бойцов. Один из них – артиллерист капитан Харченко. Конечно, далеко не факт, что он является родственником нашего Ивана Харченко, в конце концов, сколько людей с такой фамилией было в СССР? Но чем черт не шутит. Ведь, по словам Ивана Григорьевича, родственников, участвовавших в Великой Отечественной, у него много. К тому же в ходе поисковой работы он уже нашел останки своего погибшего дяди – Героя Советского Союза Федора Алексеевича Харченко. Так что, бывает всякое. Начать новые поиски в районе Мясного Бора планируется накануне 22 июня.
Автор: Андрей Суров
Фото из архива отряда