На базе ТПУ готовится к открытию производство дефицитного фосфора-32 для диагностики и лечения рака

В следующем году на базе Томского политехнического университета начнет работать линия по производству радиоактивного фосфора-32, который используется, в том числе, для диагностики онкологических заболеваний и лечения некоторых форм рака. На сегодняшний день в России не существует производства этого элемента, при этом спрос на него со стороны биологов и медиков постоянно растет.

 

Радиоактивный изотоп фосфор-32 активно применяется для проведения биохимических исследований. Он встраивается в нуклеиновые кислоты, которые в живых организмах участвуют во всех обменных процессах, и замещает стабильный фосфор-31. Так как фосфор-32 является бета-излучателем, его передвижение по организму можно отследить с помощью томографии.

«Нуклеотиды, в состав которых входит нестабильный фосфор-32, называются меченными. И мы можем отследить миграцию фосфора: где он накапливается, как выводится. Если он чрезмерно накапливается в каком-то органе, то это говорит о проблемах с обменными процессами.

Также фосфор-32 можно использовать непосредственно для лучевой терапии. Так как при его распаде испускаются бета-частицы относительно небольшой энергии, то он уничтожает раковые клетки на небольшом расстоянии от себя.

При этом он не наносит вреда организму, так как период полураспада для него составляет 14,5 дней, это немного», — говорит заведующий кафедрой технической физики вуза Игорь Шаманин.

В лучевой терапии фосфор-32 применяется при различных формах злокачественных заболеваний кроветворной системы и лимфоидной ткани.

«Производственная линия находится на базе исследовательского реактора Томского политехнического университета. Как исходный материал мы используем обычную, химически чистую, необогащенную серу. В реакторе на ядрах серы-32  под действием нейтронов происходит реакция, и из серы-32 мы получаем изотоп фосфор-32.

Сейчас вся линия находится в процессе обязательного лицензирования. Рассчитываем, что в следующем году уже сможем приступить к производству»,

— отмечает Игорь Шаманин.

По его словам, уже сейчас потенциальные заказчики проявляют огромный интерес к томскому производству.

«С нами постоянно связывается немецкий концерн Bayer, им очень интересна наша линия, — добавляет ученый. — Но, конечно, всех больше интересует не сам фосфор-32, а ортофосфорная кислота на его основе. Это уже продукт следующего уровня. Также интерес вызывает фосфор-33. Мы можем производить его из серы, обогащенной изотопом сера-33, на той же линейке оборудования. У фосфора-33 период полураспада составляет 25 дней. Но внутрироссийские заказчики готовы покупать у нас исходный материал и уже на своих площадках синтезировать необходимые кислоты и нуклеотиды».

Отметим, до 2012 года единственное отечественное производство радиоактивного фосфора располагалось в Институте реакторного материаловедения в Свердловской области. Но оно было остановлено, и институт переключился на решение других задач.

«Потребности даже внутреннего рынка в изотопах фосфор-32 и фосфор-33 велики, и они растут с каждым годом. Поэтому в России просто обязано появиться собственное производство радиоизотопов фосфора»,

— считает ученый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =