На краю географии

Столица Нарымского края – между прошлым и будущим

Его называют местом силы и проклятой глухоманью, историческим памятником, где стоит побывать каждому жителю России, и проклятой болотиной, поглотившей тысячи невинных душ. Эта суровая земля рождала незаурядных людей и становилась безвременной безымянной могилой для рожденных очень далеко от здешних суровых мест.

От любви до ненависти

«От здешних пейзажей кружится голова, охота и рыбалка круглый год, а купание в горячем источнике в 40-градусный мороз не сравнить ни с какой Мацестой, не говоря уже о Белокурихе», – утверждают восторженные адепты единения с природой. «И 400 с лишним километров до Томска, из них половина – по грунтовке, а потом еще паром от Парабели, – напоминают пессимисты. – Не говоря уже о гнусе и отсутствии даже захудалого хостела, не то что гостиницы!» «Да, но «Царская уха!» – вспоминают оптимисты гастрономический фестиваль, наверное, единственный в мире организуемый в далекой дали от цивилизации. Правда, здесь более уместно прошедшее время… Но будем надеяться, что лишь из-за ковида. Как и в целом развитие исторического поселения, статус которого (правда, лишь областного значения) был получен Нарымом тоже в канун пандемии.

«Бог придумал рай, а черт – Нарымский край» или в более кратком варианте: «Бог придумал Крым, а сатана – Нарым»… Авторы этих слоганов явно прибывали сюда не с мольбертом или удочками. И вообще не по своей воле. Основанный примерно в 1596 году, почти на десятилетие (а может, и не почти) раньше Томска, первый острог, а затем город в будущей огромной и сказочно богатой Томской губернии стал местом ссылки почти сразу – некие литвины, прибывшие сюда под стражей и сами ставшие служилыми людьми (а куда деваться?), заставляют вспомнить о князе Андрее Курбском, сбежавшем от Ивана Грозного в Великое княжество Литовское и оттуда писавшем Ивану Васильевичу всякие ехидные пасквили. Потом были татары, немцы, потом (ну не так чтоб сразу потом) поляки, парочка не самых известных декабристов, а после 1905 года в Нарым хлынула толпа революционеров самого разного толка.

Голова отца народов

Самым известным из них был, разумеется, Иосиф Виссарионович Сталин, пробывший в Нарыме, кажется, меньше всех – какие-то два месяца, успев за это время перещупать всех местных девок и даже, по неподтвержденным сведениям, оставив одну из местных жительниц с «приданым».

Столь краткий срок ссылки в заштатном городке смог, казалось бы, навсегда перевернуть его серенькую жизнь. Кстати, статус города Нарым имел с 1601 по 1925 год, несмотря на то что его население никогда не превышало тысячу человек (до 1930-х годов, когда число жителей Нарымского края выросло до 200 тысяч – с чего бы это?). А эпитет «заштатный» в те времена не носил оценочного характера, а означал всего лишь «город, не являющийся административным центром» (губернским или уездным).

Тем не менее это не помешало ему стать впоследствии самым знаменитым захолустьем СССР, а может, и всего мира. Но – захолустьем! Нарыму исторически не повезло. Пятиметровая статуя лучшего друга детей над обскими просторами была видна на десятки километров, не позволяя ни одному пароходу проплыть мимо, не почтив присутствием город, заселенный к тому времени в основном раскулаченными крестьянами, которым по случайности удалось выжить. Однако…

Музей и статую закончили в 1948-м, и, как понимаете, красоваться им оставалось недолго. Сейчас в бывшем музее Сталина – с момента разоблачения культа личности до Музея политической ссылки – от речного монстра осталась одна голова. Самый заметный экспонат выставки… Из аутентичных вещей И.В. остался один сундучок. Но музей тем не менее интересный. Да, периодически и в самом Нарыме, и в Парабели (райцентре, куда административно относится сейчас бывший город) звучат голоса: надо бы памятник восстановить, и будет нам счастье. Но пока еще живы если не сами репрессированные, то их дети и внуки, помнящие рассказы старших о вымиравших целыми семьями «кулаках», «островах мертвых» и прочих невыдуманных страстях, перед которыми многократно проклятая за «клевету» Гузель Яхина с ее открывающей глаза Зулейхой – просто адаптированная повесть для юношества. Так что инициативы не проходят. Пока.

У времени в плену

Что, разумеется, вовсе не отменяет самой идеи восстановления Нарыма и превращения его в полноценный туристический центр.

Пока о былом в селе напоминает пара десятков домов постройки позапрошлого века, находящихся в самом убогом состоянии. Почти все они расположены на самой старой улице – Куйбышева (названа по фамилии тоже местного ссыльного). Недавно Нарым получил статус исторического поселения регионального значения, что дает ему шанс на новую жизнь.

Пару лет назад нарымским проектом занялся Центр развития городской среды Томской области. О результатах его трудов рассказала выставка «Нарым. Путевые заметки».

Готовить комплексный проект обустройства Нарыма минувшим летом поручил губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Еще в июне 2018 года в Томской области была создана рабочая группа по формированию системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников. Ее возглавил заместитель губернатора по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто.

Для Нарыма замаячил свет в конце тоннеля, но… грянул ковид, и вскоре стало не до городка среди болот. Будем надеяться, что это лишь временное затишье. Несмотря ни на что, сюда едут люди. У края своя богатая история, есть ниши для бизнеса: те же гостиницы, кафе, рестораны, сувенирные магазины. Сделать можно многое: помимо реставрации сохранившихся зданий восстановить, к примеру, Нарымский острог, пристань, построить туристический кемпинг, возродить фестиваль «Царская уха», решить и важнейший вопрос с транспортной доступностью.

Как говорят энтузиасты, все это возможно при совместном объединении усилий властей, экспертов, специалистов разного уровня и профиля, городского и областного сообществ. Вокруг Нарыма уже сложилась целая коллаборация единомышленников – Томский областной краеведческий музей, Музей политической ссылки в Нарыме, Центр развития городской среды Томской области, Клуб вольных туристов, «Макушин Медиа Лаб», томские гиды, художники, дизайнеры, журналисты. И чем больше сил объединится, тем быстрее будут получены результаты.

Некоторые любят погорячее

Источник Чистый Яр – еще одна причина приехать в Нарым. В далекие 70-е годы прошлого века на горячий источник приезжали страждущие. Ехали зимой по заснеженной дороге, а летом – на лодках и катерах. Удивлялись природному чуду: вода в нем в любое время года, даже в самые крепкие морозы, около 70 градусов.

Старожилы утверждают, что появился источник после проведения геолого-разведочных работ. Искали нефть и газ. А из скважины хлынула горячая вода. Смельчаки окунулись и… почувствовали себя помолодевшими. Целебные свойства водички позже подтвердили сотрудники Томского НИИ курортологии. А в 2007 году томские предприниматели обустроили это место: сделали ванны под открытым небом и в закрытых помещениях, построили избушки для проживания.

Возможно, со временем здесь появится полноценный курорт типа Чажемто. Но и сейчас для многих томичей стало доброй традицией отмечать здесь корпоративные и семейные праздники, проводить отпуск.

Окунемся, а?

Автор: Марина Веревкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − десять =