На пикапе драном, и с одним наганом…

Военная реконструкция позволяет вжиться в образ победителей фашизма

–Алло, газета? Тут ребята два военных ГАЗона восстановили, да и парочка старых мотоциклов у нас есть. «Томские новости» всегда такими делами интересуются. Вы молодцы, что тему патриотического воспитания ведёте! У нас даже «Дегтярь» имеется.

… Звонок в редакцию от парней из военно-исторического клуба «Гвардия» заметно поднял и так приподнятое майское настроение. Особенно зацепил тот самый легендарный «Дегтярь» – пулемет ДП-27 с характерным большим круглым диском, воспетый в фильмах о начале войны, держать в руках который мне еще не приходилось. Мы всегда готовы почтить память героев Великой Отечественной, а тут еще и потискать тот самый «Дегтярь» будет возможность. С фотокором прыгаем в машину и вперёд!

«Спецоперация»? Нет – фотосессия

Эту кавалькаду из двух тёмно-зеленых ГАЗ-67 и двух мотоциклов времен Великой Отечественной мы заметили издалека. Как тут не заметить, если по пути ее следования до места фотосъемок головы сворачивали все прохожие, слегка обалдевшие от такого погружения в военное прошлое. Посмотреть было на что. Люди в форме во главе с офицером с серьезным видом, с оружием, на боевом транспорте выдвигаются в глухое место возле реки. Невольно на язык просится популярное ныне словцо «спецоперация».

– Будем ловить немецких диверсантов? – задаю вопрос одному из участников фотосессии – водителю, члену томского военно-исторического клуба «Гвардия» Александру Дворянкину. Тот сменяет серьезное выражение лица на улыбку:

– Почему бы нет?!

Пока ребята расставляют технику для эффектного кадра, пытаюсь побеседовать и понять, что для них увлечение военной техникой, оружием, униформой времен Великой Отечественной?

– «На гражданке» я работаю в автосервисе, занимаюсь покраской авто, – поясняет хозяин двух мотоциклов: М-72 и Ижа, стилизованного под трофейный DKW Андрей Хрущ, – несколько лет назад ко мне обратились томичи с просьбой покрасить детали для ГАЗ – 67. Слово за слово, так я заинтересовался старинной военной техникой. К тому же, у меня давно стоял полуразобранный дедовский мотоцикл с коляской времен Великой Отечественной. Решил его починить, связался с реконструкторами, механиками, они помогли с недостающими деталями. Помучиться, конечно, пришлось, но мотик я сделал. На все про все ушёл год. Поскольку уже подсел на военную тему, вступил в «Гвардию», с ребятами из которой познакомился. Стал участвовать с членами клуба в разных мероприятиях. Как-то друг предложил собрать разобранный мотоцикл ИЖ – 49. Я его скомплектовал, наладил, но, с учетом моего увлечения, немного переделал под более ранний трофейный немецкий DKW NZ-350, с которого ИЖ нашими конструкторами и был после войны скопирован. Так в «Гвардии» появился мотовзвод. В него входят еще несколько моих друзей и мотоциклов, в том числе трофейный BMW R71. Но пока эта техника не на ходу, ждет восстановления.

– Меня в «Гвардию» позвал Андрей, – поддерживает коллегу по увлечению мотоциклами Александр Шумаков, – уже третий год езжу на этом ИЖе. Недавно перебрали мотор, коробку. Увлекает. Потихоньку влился в тему. Закупаемся охолощенным оружием, амуницией. Кстати, скажу, что это не такое дешевое удовольствие. Особенно если заниматься немецкой амуницией и оружием, которые на порядок дороже отечественных. Тот же знаменитый «Шмайссер» стоит порядка 700 тысяч рублей.

«Беломор», значит – «Беломор»

– Моя история началась в 2019 году, – рассказывает Александр Дворянкин, – у нас с отцом и братом был послевоенный ГАЗ-69, на нём нам предложили поучаствовать в Параде Победы. Тогда мы поняли, что все-таки подобная техника не совсем соответствует временам Великой Отечественной. Необходимо было искать что-то другое, более старинное. А для максимальной аутентичности еще и пошить военную форму времен войны. Да и оружие бы не помешало. В общем, окунуться, что называется, с головой. Так мы попали в «Гвардию».

Первый ГАЗ-67 нашли на Алтае. Надо отдать должное, машина была достаточно комплектная. Но для полноценного восстановления пришлось повозиться. Тем более, что сейчас найти оригинальные запчасти не так-то просто. Кстати, многие детали, если вспомнить историю завода ГАЗ, подходят от некоторых довоенных моделей Форда, хотя их, по понятным причинам, из-за границы теперь не выписать. Но мы как-то выкрутились. ГАЗик разобрали до винтика и собрали заново. Когда встал вопрос о покраске, долго ломали голову, какой же цвет оригинальный. Ведь в фильмах часто можно увидеть такие ГАЗики в цвете хаки, камуфляже и так деле. Киношники, не заботясь об исторической правде, изгаляются как могут. В результате нашли кусочек краски на одной из панелей, в которую машина была выкрашена с завода, темно-зеленый. В него и покрасили.

По словам Александра, второй ГАЗик был куплен уже в Томске у одного из членов клуба, отошедшего от военной тематики. С этим автомобилем возни было гораздо меньше, чем с первым. Поработали с проводкой, разобрались с мелочами и, опять же, покрасили в правильный цвет. Сейчас два брата ГАЗика – полноценные участники реконструкторских мероприятий.

Слово колоритному «офицеру», поблескивающему в солнечных лучах золотыми «старлеевскими» погонами.

– Форма досталась мне от брата, – признается Василий Дворянкин. – Она, кстати, парадная, не полевая. Такие красивые погоны и синие галифе – на самом деле, прекрасная мишень для снайперов, охотящихся в первую очередь на командиров, но придираться не будем… Главное, чтобы люди получили общее представление о том, как все выглядело. Хотя на серьезных реконструкторских мероприятиях контроль в этом плане очень въедливый. Все до мелочей должно быть аутентичным. Организаторы обращают внимание даже на прически, очки, предметы быта. Ничего современного. Если стриглись тогда под «полубокс», значит – «полубокс». Если курили «Беломор», значит – только «Беломор».

Мы помним!

– Что касается военной формы, охолощенного оружия, амуниции, то сейчас существует масса сайтов, на которых все это можно найти, были бы деньги, – продолжает тему отец братьев Дворянкиных – Сергей. – Что-то покупаем у своих. Например, наш «Дегтярь» мы недавно приобрели у коллеги. Меня часто спрашивают, мол, зачем мне в мои годы все это нужно? Нравится! К тому же, война для меня – не пустой звук. Мой дед пропал без вести. А у супруги отец пришел с войны весь израненный. Военно – историческая реконструкция позволят дать себе и окружающим максимальное представление о том, как, на чем воевали наши отцы и деды, как досталась им Победа… Через это, а не через псевдопатриотическую болтовню и нужно воспитывать современное поколение. Вчера, когда мы гнали наш ГАЗик из сервиса, мой внук специально попросился проехать на ветеране, открытом всем ветрам. Хотел почувствовать, каково это. Вот и ответ на вопрос «зачем?»

Ну, а что же легендарный «Дегтярь», по поводу которого, признаться, у бойцов и командиров РККА было слишком много нареканий? Беру в руки железного «старичка», что совсем не пушинка, как кажется на первый взгляд. Пытаюсь представить, как непросто было защелкнуть под огнем врага тяжеленный «блин»-магазин, патроны в котором постоянно перекашивало. Прицеливаюсь. Ну, где немецкие диверсанты? И тут же чертыхаюсь. На ладонях и пуховике остаются жирные следы от оружейной смазки. Вот уж действительно, если заниматься реконструкцией, так по полной: в форме, амуниции, не боясь запачкаться. «Воевать» так «воевать». Дилетантам здесь не место.

…Фотосессия закончена. Мы садимся в ГАЗоны и, отстреливая выхлопными газами в глушитель на всю улицу, трясемся, пытаясь не выпасть на кочках из открытого кузова, по дороге на «базу». А в голову приходят строчки известной симоновской песни военных корреспондентов:

– «На пикапе драном, и с одним наганом…» Вот на такой примитивной, израненной в боях и неказистой, но выносливой, технике, без всякого комфорта, с простым и дешевым оружием, рассчитанным на массовое производство, воевали наши деды. И как воевали! Поклонимся им до земли. Мы помним…

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 9 =