На полпути асфальтоукладчик не останавливают

Ранние весенние старты и июльские дожди – как реализуется проект «БКД»

Очередное выездное совещание и.о. мэра Томска по объектам национального проекта «Безопасные и качественные дороги» отличалось от предыдущих тем, что упор был сделан на культуру производства работ. Хотя и сроки никто не отменял. А они не то что поджимают, но расслабляться не дают. По словам Михаила Ратнера, к концу второй декады июля в областном центре дорожные ремонтные работы выполнены на 75%. Это несколько больше, чем в прошлом году, – тогда было 60%. Как считает глава города, сказалось снятие ковидных ограничений. Да и теплый май сыграл на руку дорожникам. В целом они движутся по графику и к 1 сентября все объекты завершат, некоторые – чуть раньше.

Тротуарные проблемы

Как мы уже рассказывали, в этом году по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» планируется отремонтировать 13 участков протяженностью 18,4 километра. Три четверти дорог уже готовы. С тротуарами похуже – здесь смогли отрапортовать только о 55% завершенных работ. Подвели поставщики тротуарной плитки – не смогли обеспечить в полном объеме. Да и хляби небесные, что разверзлись над Томском в середине июля – за неделю выпало две нормы осадков, не способствовали ударному труду.
Но это детали. К сожалению, главная проблема при прокладке тротуаров – само отсутствие тротуаров. По нацпроекту можно производить только ремонт, а ремонтировать то, чего в природе доселе не существовало, невозможно. Это уже называется реконструкция, требует совсем других денег и вообще в федеральный сценарий не входит. Об этом рассказал томским журналистам во время объезда 19 июля заместитель мэра по благоустройству:
– Есть техническая сложность. Мы можем производить ремонт там, где есть тротуары, в противном случае это реконструкция. Тогда необходима проектно-сметная документация, экспертиза. В рамках нацпроекта такого решения нет, – сообщил Вячеслав Черноус. 
Именно такая проблема, в частности, возникла при ремонте улиц Ивановского и Высоцкого.
– Отступаем от опор и крошкой пока делаем пешеходную зону. На сегодняшний день это единственный вариант, который позволяет не нарушать законодательство. Поэтому просим депутата Владимира Самокиша обратить внимание на эту проблему в Госдуме, – пояснил Черноус.

Во глубине сибирских руд

Первая точка «приземления» участников выездного совещания – в районе поселка Нового. Ремонт дорожного полотна от Гамалеи до Баумана выполнен чуть более чем на 60%. На Баумана от Мечникова до Энтузиастов – почти на 65%. Тротуар – на 27,5%.
В целом в этом районе ремонт и дорог, и тротуара надо завершить к 15 августа. Если погода наладится, то быстрее. Здесь уже уложен верхний слой покрытия, нанесена разметка. Рядом с отремонтированным участком появится новый остановочный павильон образца ОП-4. В районе остановки будет дополнительное освещение. На новом тротуаре появится велодорожка, обозначенная плиткой другого цвета. Кроме того, здесь планируется обеспечить комфортные съезды с тротуара для маломобильных людей и родителей с детскими колясками. Ну а в рамках «культуры производства» и.о. мэра Михаил Ратнер поручил подрядчику оперативно убрать старую тротуарную плитку и благоустроить газон.
Чтобы уложиться в сроки, на улице Ивановского организовали реверсивное движение. Пятиминутное ожидание – и транспортное средство получает возможность двигаться дальше. Ремонт улицы Высоцкого пока в разгаре. У подрядчика в запасе почти месяц, однако работа идет в круглосуточном режиме, в том числе для того, чтобы минимизировать неудобства для водителей.
– Если погода позволит, то завтра-послезавтра мы закончим, останется только съезд, заезд и примыкание. Люди на выходных без пробок уже поедут, – говорит подрядчик, директор ООО «Томскдорстрой» Вадим Панютин. – Оживленное движение тоже тормозит ремонтные работы. Мы останавливаемся в час пик с 7 до 9 часов, а также с 17 до 19. Это несложно – пропускаем движение, чтобы люди не жаловались. Два-три дня потерпят, и трафик пойдет в полном объеме.
На улице Высоцкого отремонтированный участок оборудован тротуаром от светофора до остановки протяженностью почти 150 метров. На участке в районе «Кедра» оборудованы подходы к остановкам в местах существующего тротуара. Там, где нет возможности полноценно оборудовать тротуары, власти пообещали асфальтобетонным сколом сделать пешеходную зону в 1,5 метра шириной, которая позволит спокойно передвигаться.
– Что касается самого объекта, фактически на сегодняшний день он завершен на 95%, у нас он идет до въезда на «Кедр». Мы не выполняем участок от Иркутского тракта до «Кедра», потому что в следующем году «Томскводоканал» планирует там перекладку водовода. После их раскопок восстановление участка будет выполнено по тем же технологиям, какие мы применяем сейчас, – уточнил Черноус.

Продвижение к центру. От Маркса до Гагарина

Одним из отстающих объектов является, как ни странно, улица Карла Маркса. Странно, потому что центр города, улица – дублер проспекта Ленина. В принципе, к укладке готовы, но в начале улицы еще работают коммунальщики. 
– У нас участок от Дербышевского до набережной Томи. Фрезерование завершено на 100%, планируем в пятницу, если погода даст, приступить к выполнению выравнивающего слоя. Будет производиться ремонт колодцев, устройство верхнего слоя. Бортовой камень выставлен на 70%, пешеходный тротуар – на 25%, – рассказывает директор ООО «Томская строительная компания» Богдан Оккель. – Ресурсы есть, будем погоду ловить, смены пропускать не будем. Но в день работы производить невозможно из-за большого трафика, только ночью.
По мнению Вячеслава Черноуса, перекрывать улицу в дневное время все же придется.
– В крайнем случае будем участками перекрывать от Дальне-Ключевской до переулка Сакко, чтобы делать в дневное время. Да, неудобство водителям, но другого варианта у нас не будет, если погода не наладится.
Еще одна центральная улица – Гагарина – нареканий не вызывает. Заасфальтировать остается лишь участок в районе пересечения с проспектом Фрунзе. 

* * *

И.о. мэра Михаил Ратнер, подводя итоги выездного совещания, отметил: в целом ситуация в 2022 году была менее сложной, ограничения сняты, плюс раньше вышли на торги и сделали рывок на старте – повезло с погодой в мае.
– Классическим примером того, как не надо делать, стала улица Яковлева, это уже стало своего рода шаблоном. Мы понимали, что лето у нас капризное и рано или поздно пойдут дожди, поэтому форсировали работы весной. Теперь, учтя ошибки, идем в графике. Естественно, есть сложности по тротуарам – не буду повторяться, об этом уже говорилось. Где есть такая возможность, мы старались по максимуму привлекать средства нацпроекта. Отрадно видеть, что такие улицы, как Ивановского и частично Высоцкого, получили благоустройство, которого там никогда не было. Ну и особое внимание уделялось культуре производства работ. В прошлом году было много замечаний от томичей, старались их учесть. Есть подвижки, но также есть и к чему стремиться. У меня две основные претензии. Первая – это подходы для пешеходов – к остановкам, через тротуары, где укладывают плитку, где-то переходы к светофорам. Хороший пример видели на улице Гагарина, где нынче установили трапы. Второе – это так называемое бережливое производство, своевременная уборка продуктов, которые скапливаются после производства работ. Учтем и будем двигаться дальше, в том числе готовиться к работам по «БКД» в 2023 году.

Марина Веревкина
Фото: Валерий Доронин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.