
Шесть машин выстроились на старте. Рисуясь, участники давят на газ, заставляя двигатели реветь. После того как ведущий дает команду, вся шестерка срывается с места и на бешеной скорости мчится к первому повороту. Преодолевает его, и снова газ в пол, стараясь захватить преимущество. Дальше трасса идет зигзагом, и одна из машин, отчаянно пытаясь вписаться в поворот, опрокидывается. Через несколько секунд рядом с пострадавшей машиной появляется рука, которая возвращает ее в гонку.
Хобби лечит, спорт калечит
Подобное вступление вполне могло бы подойти фантастическому фильму о великанах, однако на деле все куда прозаичней. В прошедшие выходные бизнес-инкубатор ТУСУРа принимал гонки радиоуправляемых шоссейных автомоделей. В соревнованиях участвовали 10 машин из заявившихся 13.
– Это наш первый, пробный турнир, – рассказывает руководитель ЦМИТ «Кибер» Василий Ганджа. – До нас этим три года занимались другие люди, но участники начали отворачиваться от них. Все хотят ездить, а прежние организаторы стали выставлять строгие ограничения по двигателю, по аккумуляторам. Это превратило классное хобби в бездушный спорт. Мы же пытаемся вернуть прежнее ощущение отдыха для души. И, судя по реакции участников и зрителей, делаем это не зря.
Официальные заезды в тестовых соревнованиях прошли только по классу шоссейных моделей. В дальнейшем, по словам организаторов, планируется расширить автопарк соревнований внедорожниками и багги.
Гонки в этом классе требуют отменной реакции и точности управления. Такие машины очень чувствительны к неровностям, поэтому соревнуются участники соревнований на специально расстеленном ковре. Для ограждений используются железные балки, в некоторых местах смягчители из поролона, которые сначала вызвали у меня иронию. Но уже после первого тура, когда машины врезались в ограждения и друг в друга как безумные, это чувство пропало.
Пилот из 2-го «А»
Наравне со взрослыми участниками браво управлял машиной второклассник Данил Лысых. С ним мощная группа поддержки – папа и дедушка. Хотя разрыв с остальными участниками у него лет десять, восьмилетний парень отчаянно борется за победу. Опыт у него уже имеется – на соревнованиях он во второй раз. Но машине Данила трудно конкурировать, потому что он ее никак не модернизировал в отличие от соперников.
– Выступаю нормально, – говорит Данил. – Но к следующим соревнованиями подготовлюсь получше, поковыряюсь в двигателе. Мне вообще нравится разбирать и собирать разные механизмы.
Пришло время финального заезда. Формат турнира – кольцевые гонки, то есть побеждает тот, кто успеет проехать больше кругов за три тура. После старта сразу видно, что замысел соревнований как душевных удался: аутсайдеры, вместо того чтобы отбывать номер, открывают таранную охоту на лидеров. После того как одна из попыток увенчалась успехом, у одного из лидеров тура Евгения Токача выскакивает заднее колесо. Каким-то чудом участник продолжает борьбу, хотя его машину постоянно ведет в сторону и приходится проявлять чудеса управления пультом, чтобы сохранить контроль над непослушной техникой.
– На скотч! – со смехом советуют участники Евгению после тура. Пока все меняют аккумуляторы, он осматривает свою технику.
– Заднему приводу конец, – констатирует Евгений Токач. – Вот минус моделей: если что-то вылетело, быстро не починишь.
Задавил опытом
Усилия Евгения Токача оказались не напрасными, даже с подбитым колесом он накатал на третье место. Юный пилот Данил Лысых удостоился специального приза. Победителем стал представитель Сибирской федерации автомодельного спорта Александр Трухин.
– Думаю, сказался опыт, я все-таки уже пять лет этим увлекаюсь, а многие мои соперники участвовали впервые. Так что можно сказать, что силы были не равны, – говорит победитель. – Но шоссейные модели не самый любимый мой класс, предпочитаю внедорожники.
Цена радиомодели победителя – около 300 долларов. Шасси, мотор, аккумуляторы… Детали приходится закупать за рубежом, в России они стоят минимум в два раза дороже.
– Про полимерные мощные аккумуляторы, к примеру, в специализированных магазинах Томска даже не слышали, – улыбается Александр.
Остальные участники тем временем сменили автомобили. В дело пошли «шорты» (модели класса Short Course) – внедорожники, отличающиеся большой проходимостью. Металлические балки, непреодолимые для шоссейных моделей, они проезжают влет. В неофициальном турнире победа снова оказывается за многоопытным Александром Трухиным.
После всех заездов сбылась мечта организаторов. Участники катались в свое удовольствие, кто-то накручивал круги вокруг столба в управляемом заносе, другие устраивали дуэли, третьи обсуждали запчасти…
Справка «ТН»
Шоссейные виды машин характеризуются максимально высокой скоростью. По той же причине они обладают аэродинамическим корпусом и низкой посадкой. Задача этих моделей в мире радиоуправляемых машин – набор максимально возможной скорости за достаточно короткий промежуток времени.
В перерыве между заездами у участников своеобразный пит-стоп – смена аккумуляторов и проверка техники на поломки
Внедорожник-победитель Александра Трухина. По словам владельца, это машина, скорее, для шоу, она эффектно преодолевает препятствия и встает на задние колеса при разгоне
Второклассник Данил Лысых не отрываясь следил за трассой