К концу 2012 года в Томске должны решиться проблемы с долгостроем. Такой прогноз озвучен недавно на пресс-конференции по ситуации на рынке долевого строительства в Томске. В текущем году власти намереваются ввести в эксплуатацию 11 проблемных домов, а в следующем году – оставшиеся 15.
Формы работы с застройщиками разные, но, говорят чиновники, меньше всего проблем возникает при работе с ЖСК. Однако с этим могут поспорить 20 жителей дома по Сибирской 83б, которые попали в долевой капкан, связанный, как они утверждают, с перепродажей квартир. Люди прошли уже несколько судов, а в августе подали коллективное обращение томскому омбудсмену Нелли Кречетовой с просьбой помочь разрешить ситуацию.
Операция «Кооперация»
В 2001 году жилищно-строительный кооператив «Наташа» заключил договор о долевом строительстве с ЗАО «Энергостроитель». Согласно условиям договора подрядчик («Энергостроитель») должен был в 2003 году сдать дом на 6 подъездов, а в качестве расчета получить в собственное распоряжение 20 квартир. Позже часть этих квартир была продана субподрядчикам, часть – дольщикам, не входящим в ЖСК.
В 2003 году строительство было завершено, однако ЖСК-заказчик сдавать дом в эксплуатацию не спешил. Поэтому единственным документом, подтверждающим имущественные права дольщика, был договор о передаче прав требования на квартиру…
Продано-перепродано?
В 2010 году Аркадий Тевосян узнал: у квартиры, купленной им у «Энергостроителя», есть еще один хозяин. В суде выяснилось: новым собственникам квартиру продало ООО «Фактор», а этому предприятию она досталась от ЖСК «Наташа» в качестве оплаты за строительно-монтажные работы.
Суд Советского района право Тевосяна на двухуровневую квартиру № 79 не признал. Областной суд принял противоположное решение. Но Аркадий Дереникович рано праздновал победу.
ООО «Фактор» подало встречный иск, в котором утверждалось: квартиры, на которую претендует Тевосян, никогда в природе не существовало. Нет никакой двухуровневой квартиры, есть две на разных этажах. Областной суд уже в составе другой судейской коллегии отменил свое прежнее решение, признав право собственности за жильцами, которые приобрели квартиры у «Фактора»…
Частный предприниматель Расим Латифов купил у подрядчика («Энергостроитель») четыре квартиры на первом этаже, чтобы использовать эти площади под магазин. И пока в 2005 году не появился памятный «Фактор», ЖСК «Наташа» права его собственности не оспаривал.
– ЖСК принимал с меня сборы за отопление, за перепланировку. Они даже просили меня за свой счет поставить пластиковые окна, потому что у них не хватало на это денег. Но в 2005 году между ЖСК и «Энергостроителем», видимо, возникли какие-то финансовые конфликты. В качестве крайнего они выбрали меня, а в качестве оплаты – мои квартиры, – рассказывает Латифов.
В 2007 году суд Советского района оставил спор Латифова с «Фактором» без рассмотрения, поскольку дом не был сдан в эксплуатацию. А в 2008 году Латифов узнал, что его квартиры перепроданы.
– Я сам устанавливал на своих квартирах окна и двери, – продолжает Расим, – поэтому ЖСК попросил у меня ключи, чтобы посадить там охрану. Я отдал ключи, поскольку у меня были нежилые помещения, и я был не против того, чтобы там находилась охрана. А в марте 2008 года, когда я проезжал мимо, увидел, что в моих квартирах кто-то делает ремонт. Оказывается, они были проданы еще в декабре 2006 года!
(В суде представители ЖСК «Наташа» отрицали, что подпись, которая красуется на правоустанавливающих документах Латифова, счетах за отопление и шахматке, принадлежит председателю ЖСК).
По словам Расима Латифова, всего по такой схеме в доме на Сибирской, 83б, лишились своих квартир 20 дольщиков.
Нестыковки
Сейчас «первоначальные» собственники спорных квартир продолжают отстаивать свои права. Многие из них уже поднаторели в юридических тонкостях и в деле разбираются досконально. Так, к примеру, им удалось не допустить заключения соглашения между ООО «Фактор» и ЖСК «Наташа», по которому «Наташа» обязуется выплатить «Фактору» 27 млн 904,6 тыс. рублей за якобы проделанную работу. Если бы соглашение было подписано, документ узаконил бы право ЖСК на передачу квартир «Фактору».
Участники конфликта недоумевают: как ООО «Фактор» могло в 2005 году получить квартиры в доме по адресу: Сибирская, 83б, если литера «б» была добавлена в ходе переадресации только в 2007 году? Почему ответчики отрицали существование двухуровневой квартиры № 79, когда первое решение кассационного суда признавало право собственности Тевосяна на эту квартиру?
По словам участвующих в судебных тяжбах дольщиков, документы, предоставляемые в судах, отличались по оценке стоимости, основанию (предоплата и оплата по факту) и даже по дате составления.
Наконец, в предписании комитета архитектурно-строительного надзора Томска № 79 от 23 марта 2005 года стоит подпись зампредседателя ЖСК «Наташа» Красилова, который также является директором «Фактора», что дает основание предположению о тесной взаимосвязи этих двух предприятий.
А представители ЖСК «Наташа» наотрез отказались давать комментарии газете.
Письмо президенту
Искать помощи у властных структур дольщикам не приходится: исполнительная власть не вправе вмешиваться в спор собственников, это сфера ответственности суда и прокуратуры. В августе пострадавшие подали коллективное обращение в аппарат уполномоченного по правам человека в Томской области, и сейчас правозащитники пытаются оценить свои полномочия:
– Одно дело – крупные строительные фирмы, у которых есть проблемные дома, где пересекаются интересы большой массы людей, а в этой истории не все ясно. Что делать омбудсмену в данном случае – вопрос. Здесь больше экономический спор, он решается только в судебном порядке, – объяснили «ТН» в аппарате уполномоченного по правам человека в ТО.
По словам консультанта аппарата уполномоченного по правам человека Сергея Езопихина, в целом договоры о передаче прав требования распространены в гражданском праве и имеют юридическую силу. Но есть один нюанс: все зависит от того, когда они были подписаны. Дело в том, что в 2005 году были приняты изменения в закон, согласно которому договоры о передаче прав требования на квартиру регистрировались в ТОРЦе, что исключало возможности появления нескольких собственников.
…Многие жильцы дома на Сибирской, 83б, проиграв в районных или областном судах, планируют подать кассацию в президиум областного суда. Кроме того, коллективное обращение дольщиков было отправлено в администрацию президента, полпреду президента в СФО, министру внутренних дел, губернатору Томской области, начальнику УФСБ по Томской области и мэру Томска. Однако принесут ли и все эти меры результат – большой вопрос.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Паршуто, первый заместитель мэра Томска:
– При долевом строительстве передача части квартир подрядчикам, части субподрядчикам – стандартный случай (потом субподрядчики реализуют это жилье иным участникам долевого строительства). Такие схемы допускаются законом, но они очень ненадежные, потому что здесь теряется ответственность.
Поэтому я рекомендую всем томичам: покупая квартиру на первичном рынке, приобретайте ее у застройщиков. Не у перекупщиков, не у подрядчиков, потому что это мутный омут, а именно у застройщика. Либо покупайте уже готовую квартиру на вторичном рынке жилья.