На томском предприятии СИБУРа рассказали об отношении к экологии

Уютный автобус мягко тормозит возле здания, спрятавшегося в лесу. С легким недоверием выходим и спрашиваем: как попасть на завод? Обещали ведь поездку на завод, «Томскнефтехим», наконец… Как ни назови – по-новому или по-старому – смысл один. Журналистов пригласили на территорию одного из крупнейших нефтехимических предприятий. Причем не только Томской области, но и всей России. А тут лес, птичий щебет, полевые цветы. Однако на наши вопросы принимающая сторона лишь улыбается и предлагает посмотреть места, где непосредственно на территории предприятия растут краснокнижные растения (да-да, вы не ослышались), стоят специально сооруженные кормушки для белок и (если повезет) можно увидеть, как пробегают зайцы, лисы и другие представители дикой природы.

– А недавно мы обнаружили птенца пустельги. Подобрали и даже имя придумали – Федор Михалыч. Вообще, птенцов подбирать и уносить не нужно – их докармливают на земле родители. Но в этом случае мы опасались, что птенца заклюют вороны, которые гнездятся в лесу вокруг завода. Так что… обустроили «дом». Купили специальные корма. Связались с орнитологами из ТГУ, проконсультировались. В общем, подрастили немного, а потом выпустили. К растениям и животным у нас отношение очень бережное, – рассказывает руководитель по экологии предприятия Денис Быков.

 

Нет дыма без огня?

Любое крупное предприятие, за ограждение которого нельзя просто так, проходя мимо, заглянуть любому желающему, то и дело обрастает легендами и страшилками. «Томскнефтехим» – не исключение. В соцсетях завод то регулярно «закрывают», то обвиняют в том, что на его территории расположен «какой-то факел, который дымит». Факел действительно есть. И горит он постоянно (это часть технологического процесса), а вот дымит в случае остановки производства (например, на ремонт). Когда в соответствии с правилами в нем утилизируют углеводороды. После их сгорания образуются углекислый газ, вода и сажа. При этом за счет большой высоты факела – 120 метров – и широкой площади рассеивания все эти компоненты достигают поверхности земли в объеме, который мало отличается от природного фона.

– Вы за один выезд на шашлыки вдохнете больше сажи, чем за всю жизнь от факела, – аргументированно говорит Денис Быков.

…В рамках экскурсии журналистов подвозят к факелу и предлагают прогуляться. Никакой сажи и пепла, которые якобы сыплются с неба, представители СМИ, конечно, не наблюдают. Впрочем, никто этого и не ждет. Каждое задымление факела руководство томского предприятия подробно комментирует, объясняя всё – от устройства самого факела до мельчайших подробностей технологических процессов, которые и могут приводить к данному процессу. И тут еще одна хорошая новость: скоро процедура сгорания смесей станет еще более экологичной. В 2022 году во время очередного планового остановочного ремонта установку модернизируют и заменят самую верхнюю ее часть – факельный оголовок.

По словам генерального директора предприятия Владимира Плешкова, полностью отказаться от факела завод не может, так как в мире еще не придумали технологию, при которой аналогичные с «Томскнефтехимом» заводы могли бы работать без факельной системы. Однако есть возможность заменить оголовок и уменьшить эффект плотного дыма. На эти цели компания направляет 140 миллионов рублей. Производитель факельного оголовка для томского предприятия СИБУРа – John Zink Hamworthy Combustion (JZHC), один из ведущих мировых поставщиков оборудования для систем сжигания, главной концепцией которого является обеспечение чистоты воздуха.

И, согласно популярной поговорке, дыма без огня, конечно, не бывает, однако и паниковать, видя этот дым, точно не стоит.

 

«Позиция нашей компании – комплексный подход к экологии. И начинается он с каждого сотрудника, с каждого отдельного человека, который будет сор­тировать мусор и бережно относиться к природе, оберегая ее и сохраняя. Ну а если увеличивать это до масштабов предприятия, то мы уже говорим о глобальной ответственности. А она включает в себя постоянный мониторинг атмосферного воздуха (этим занимается специальная мобильная лаборатория), модернизацию всех производств с учетом мировых экологических требований и высокую степень ответственности за дело, которым ты занимаешься.

Владимир Плешков, генеральный директор ООО «Томскнефтехим»

Здесь будет город-сад

– Общая площадь нашей территории составляет 615 гектаров, или 877 футбольных полей, – знакомит представителей томских СМИ с масштабами родного предприятия руководитель отдела корпоративных коммуникаций «Томскнефтехима» Екатерина Куткова во время производственной экскурсии. За окном автобуса простираются километры газонов и зеленых насаждений.

Сибуровцы смеются, что, в хорошем смысле слова, каждый сотрудник завода помешан на безопасности и экологии. Во-первых, все они – люди, а потому прежде всего думают о собственной безопасности и хотят возвращаться домой живыми и здоровыми. Во-вторых, теме сохранения природы здесь действительно уделяется огромное внимание. Начиная сортировкой бытового мусора (на территории стоят контейнеры для раздельного сбора бумаги, пластика, отработанных батареек) и заканчивая многочисленными экологическими акциями: от выпуска мальков пеляди в Томь до высадки деревьев, причем как на территории предприятия, так и за его пределами.

– Посмотрите на этот участок. Здесь ведется строительство локальных очистных сооружений. И здесь мы высадим более 100 деревьев, – с восторгом говорит биолог-озеленитель Галина Романюк. – А вот в той стороне растут и яблони, и дубы, и рябина с сиренью.

Внимание на экран!

В настоящее время каждое производство «Томскнефтехима» модернизировано с учетом самых современных требований и возможностей. И это не ради пиара, а опять же в целях безопасности, экологичности и здравого смысла. В том числе чтобы исключить человеческий фактор и организовать детальный контроль за работой оборудования, находящегося в самых отдаленных точках площадки. Показательный пример – центральный пульт управления производства мономеров. На огромный экран в режиме реального времени выводится масса показателей, позволяющих в том числе вести экологический мониторинг.

– На производстве около ста технологических камер, показывающих определенные участки, которые требуют нашего внимания, – рассказывает советник по цифровым технологиям «Томскнефтехима» Ирина Кнырь. – Практически все они в режиме «черного экрана». Это значит, что на участке ничего не происходит (например, нет задымления или загазованности). А вот если случается нештатная ситуация или даже датчики считывают чье-то движение (прошел человек), монитор моментально включается и начинает транслировать изображение на видеостену в операторной.

Цифра

615 га, или 877 футбольных полей, – общая площадь территории томского СИБУРа. Здесь находятся три основных производства: мономеров, полиэтилена и полипропилена.

 

 

ЛОС – это звучит гордо

Экопланов на «Томскнефтехиме» действительно много. К примеру, в будущем году здесь будут запущены и собственные локальные очистные сооружения (ЛОСы). Уже смонтировано все основное технологическое оборудование, а также металло­конструкции и ограждающие элементы. Ведутся работы по монтажу технологических трубопроводов, изоляции оборудования и прокладке кабельных линий. За период работ было перемещено более 30 тысяч кубометров грунта, забито почти 250 свай, залито более 2 тысяч кубометров бетона, смонтировано свыше 800 тонн металлоконструкций, почти 9 тысяч метров технологических трубопроводов и выполнен монтаж 52 единиц технологического оборудования. «А как же экология»? – спросите вы. Про нее руководство завода спросили и мы.

– Территория вокруг локальных очистных сооружений будет оформляться клумбами, кустарниками и высотными деревьями, – продолжает эколог Галина Романюк. – Сейчас на территории и вокруг нее мы приводим в порядок зеленые насаждения, которым больше пятидесяти лет, делаем санитарную обрезку и всю древесину будем свозить сюда, чтобы улучшить почвенное плодородие будущих растений. Причем первые зеленые новоселы появятся рядом с ЛОСами уже этой осенью.

Ну что ж, будет повод приехать и убедиться в этом лично. А заодно полевых цветов набрать.

Фото: Сергей Стёпин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + девятнадцать =