На туристический бизнес должен круглосуточно работать весь Томск и все районы области

Алексей Щербинин, председатель Экспертного совета по внутренней политике

Томск вошел в десятку пилотных проектов по развитию внутреннего и въездного туризма. И, как сообщил на недавно прошедшем совещании заместитель губернатора по внутренней политике Владимир Жидких, областная программа развития туристского потенциала имеет все шансы попасть в федеральный проект, то есть получить существенное финансирование. И конкретные интересные проекты на совещании были названы.

Однако я бы хотел поговорить о некоторых аспектах, которые, на мой взгляд, до сих пор не прозвучали, но которые считаю принципиальными. Суть такова: чтобы туристический бизнес был успешным, на него должны работать не отдельные фирмы и музеи, не отдельные проекты, на этот бизнес должен круглосуточно работать весь город и все районы области, представившие свои проекты. Потому что 30 тыс. туристов в год погоды для Томска не сделают. Нужно в разы больше. Поэтому в идеале буквально каждый томич, в каком бы уголке города он ни жил, должен понимать, что туристы – это доход не только специализированных фирм, но и в конечном счете в том или ином виде и его личный доход.

Примеры, как надо

Я путешественник с большим стажем и считаю, что понимаю, куда и почему поедут люди, а куда не поедут. У нас нет природных преимуществ, например моря, на котором Римини в Италии или Паттайя в Таиланде из рыбацких деревушек превратились в гигантов туризма. Но поучиться нужному отношению к туристам у них надо. В Римини с 1945 года в мэры постоянно выбирают коммунистов. Потому что в 1945-м мэр-коммунист сказал: освобождаю на пять лет от налогов, но привезите людей, которые захотят здесь отдыхать. Сегодня Римини –18 кмпляжа и сотни отелей. И каждый житель города знает, что туризм не просто идеология или красивая мечта – это их жизнь. И потому высочайшее качество обслуживания, вежливость. Я учу итальянский, чтобы общаться на бытовом уровне и чтобы людям было приятно. Но за эти годы я увидел, насколько хорошо они продвинулись в знании русского. Тот же принцип работает и в Паттайе, несмотря на то что социальная структура общества в Таиланде сложная.

Теперь об опыте городов, где нет моря, но есть туристы. Кафедра политологии ТГУ сотрудничает с Мюнстером – это университетский город в Германии, земля Северный Рейн – Вестфалия. Количество жителей, включая студентов (каждый пятый), 280 тыс. человек, как в Бийске. В Мюнстер в год приезжают 1,2 млн туристов. В основном немцы, бельгийцы, голландцы. Мюнстер – старый город, с VIII века – резиденция епископа, с XII получил статус города. Но в 1945-м город под фундамент сравняли бомбардировками. А сегодня он точно такой же, как был. У меня вопрос к томскому сообществу, а не к власти, как это принято: почему у нас за четыре года сгорело почти 350 деревянных строений, в том числе законсервированных на реставрацию? Почему мы хуже американских ковровых бомбардировок уничтожаем свое наследие? Почему тема касается только отношений правоохранительных органов, мэрии и, скажем так, неслучайно заинтересованных лиц?

Другой пример. Я показывал руководству Томска буклет города Тампере в Финляндии. Число жителей немногим меньше, чем в Мюнстере, туристов – 1,2 млн человек в год. Не южный город. За счет чего привлекают? Там хорошо отдыхать. Например,40 кмпрекрасной освещенной лыжной трассы. Мы в Томске не можем это сделать? Да Егор Кузьмич Лигачев делал. Еще в Тампере озера красивые. А у нас далеко разве до озер?

Два противоположных российских примера. Пока я не съездил в Великий Новгород, у меня был образ старинного города – как Владимир, Суздаль. Приехал – мама дорогая, что же с этим городом сделали! А зато как туристическая Старая Ладога развивается! «Вот, –   показывают, – ладью Рюрика нашли – отсюда пошла земля русская». Крепость построена замечательная, со всеми палатами – можно хорошо поесть, выпить сбитня, клюквенного морса, шаньги с морошкой попробовать. А расположен город примерно на такой же северной широте, как Нарым и Парабель.

Деревянные сортиры на улице

Часто обсуждается тема удаленности Томской области как препятствие для туризма. На мой взгляд, это ложная тема – при нынешней-то технике. Летают же туристы в далекие Индонезию и Гренландию. Чем Сибирь дальше?

Почему не летают?

Послушал я на совещании проекты Парабели, Молчанова, Кривошеина. Ездил я по трассам мимо этих райцентров: ну, нет же нормальных столовых – забубенный «совок». Владимир Жидких правильно привел в пример Болотное, когда сказал, что этот город «возник на туалете». А у нас на трассе уличные деревянные сортиры на две дырки. А еще посетитель видит не приготовление пищи, а разделку туш и ощущает соответствующие запахи. В сравнение тот же Таиланд: да, бедность там, но придорожные автозаправки – это торговые комплексы, там и сувениры, и места, где поесть, кофе выпить, покурить, и туалет. Не шикарно, но на хорошем уровне. И так в большинстве стран, где на таких автостоянках качественное и при этом недорогое питание, там же, как и у нас, заправляются топливом дальнобойщики, они основные клиенты, если не понравилось, никогда больше не остановятся. И поэтому еще там любят питаться пенсионеры, у которых денег немного. Разговаривал со студенткой из США. Она говорит: когда поехала, бабушка с дедушкой советовали так же выбирать места для питания. Увы, отвечаю, но это не про нас.

Что за аномалия такая?

Пройдите в Томске от Лагерного сада до ЦУМа – исторический замечательный центр. Где найдете общественный туалет? Кто-нибудь считал эти естественные потребности? Конечно, томичи со стажем знают, что можно зайти в ТПУ, в ТГУ, но туристы-то?

Второй вопрос – заведения общественного питания. Цены на уровне Москвы, качество пищи – никакое. Причем на всех уровнях. Хороший ресторан, чтобы с гостем серьезным пообедать,  надо поискать. Так же как и качественный ресторан среднего звена, и кафе. Что за аномалия такая?

А торговля? Если турист из Европы видит, что в Томске можно купить европейского качества товары по более дешевой цене, чем у себя на родине, – купит. Что мы имеем? Немецкий профессор, с которым мы занимаемся проблемами развития университетского города, следует такому правилу: с собой в командировки галстук не берет, а покупает там, куда едет. Поехали мы с ним по томским брендовым точкам – у него глаза округлились: нет, говорит, галстуки столько не стоят!

Полюбить туристов

Есть базовые потребности человека, и если они не выполняются, то все остальное останется невостребованным.

Словом, всему Томску нужно круглосуточно работать на туристический бизнес и полюбить туристов.

наша справка

Алексей Щербинин – председатель Эксперт-ного совета по внутренней политике, профессор, зав. кафедрой политологии философского факультета ТГУ, доктор политических наук.

5 мыслей о “На туристический бизнес должен круглосуточно работать весь Томск и все районы области”

  1. Тема, конечно, интересная, и много здравого в сказанном есть (насчёт инфраструктуры — туалетов там, кафе, всё такое), но основной посыл — сомнителен крайне.
    Вот нет у нас въездного туризма — давайте его развивать! Ну не глупость ли? С тем же успехом можно у нас развивать мореплавание и добычу урана — и наплевать, что нет моря и месторождений, главное ведь — бабло освоить! То есть, процесс, а не результат важен людям — и нынешний заместитель губернатора по внутренней политике всю жизнь, какую бы должность не занимал, на этом ловится.
    Вкладываться надо в то, что имеет какие-то виды, а в Томске таких отрасли — полторы. Образование и немного ресурсов. Всё.

  2. Нет туристической улицы, в любом городе есть а в Томске нет. В центре города есть огромный пустырь где можно с нуля воссоздать старую улицу (между дзержинского, краноармейской, нечевским и Герцена). Почему-бы руководству не сделать там историческую реконструкцию с пешеходной зоной, деревянными домами и булыжной мостовой. И сдавайте там в аренду помещения под магазины, развивайте туризм. Но это глупая мысль, там всё равно появится очередной многоэтажный муравейник для богатых, без парковок и дворов, а пипл схавает. Сделайте Томский арбат, где будут сидеть художники, музыканты, продавцы сувениров. Где будут кафе и рестораны, бутики и лавки народного творчества.

  3. У Томска есть очень хороший потенциал в плане туризма. Но нужно именно очень осознанно к этому подойти. Хотелось бы верить, что найдутся люди способные это сделать, а не просто под щумок растырить деньги. Прожив 6 лет в Америке и объездив кучу достопримечательностей и исторических городков могу точно сказать, что без инициативы со стороны города никакой бизнес это не потянет. Нужна именно инфраструктура.
    А если бы видели из какий фигни американцы делают очень посещаемые аттракционы, то даже не задумывались бы поедут ли люди в Томск ;)
    На пустом буквально месте можно сделать так, что тысячи и тысячи людей поедут.
    И вообще чуть ли не в каждом городке есть свой исторический центр. Который может состоять из одной улочки. Уже одно это зачастую привлекает людей. И это не только в штатах, но и в Европе также.

  4. И то хорошо, что стали на губернском уровне обсуждать тему благоустройства Томска.

  5. Туризм, в Томске? Что на сегодняшний момент можем показать? Только деревянную архитектору! А что ещё? Может краснокирпичные мостры-новоделы под рубрикой: «Так строить нельзя!», или Черемошники притон наркош в масштабе целого района города? или свалки мусора? или недостроенный стадион? Или, или, или…. Почему бы властям не подумать уже о том что действительно может привлечь туристов? Ну вот хотя бы «непонятно» откуда взявшиеся захоронения в колодах? Или почему бы не начать всё-таки изучать легенды про Томские подземелья и всё-таки заставить мработать местных археологов, а то куда угодно только не родном городе. Что ещё-то? ну хотя да, можно попробовать по-эксплуатировать идею экстрим-туризма: забросить их куда-нибудь в Васюганские болота, вот уж восторга то будет — от всякого гнуса….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + 2 =