В Ярцевском районе Смоленской области во время поисковых работ в июле боец местного отряда «Рядовой» поднял останки солдата. Благодаря медальону поисковики установили имя погибшего – томич Николай Есин, минометчик 517-го стрелкового полка 166-й стрелковой дивизии.
5 сентября на Южном кладбище в Томске состоялась церемония захоронения останков солдата. В ней приняли участие родственники воина, ветераны Великой Отечественной войны, члены поисковых отрядов, кадеты и депутаты Законодательной думы Томской области.
– Еще один солдат сегодня вернулся домой. Николай Афанасьевич ушел служить в Красную армию в мае 1941 года, когда на советской земле еще был мир, а возвратился спустя 76 лет. Огромное спасибо ребятам из поисковых отрядов, которые находят останки бойцов. Очень тяжело, больно и радостно. Радостно оттого, что еще один наш земляк теперь дома, он обрел счастье лежать в родной земле. Вечная ему память. Вечная слава всем, кто защищал нашу Родину, – сказала председатель Законодательной думы Томской области Оксана Козловская, открывая торжественный митинг.
Председатель регионального отделения «Поискового движения России» Максим Елизов рассказал, как был найден солдат:
– 1 июля Владислав Бобров из поискового отряда «Рядовой» выехал в лес в Ярцевском районе Смоленской области и в воронке нашел останки нашего земляка. Николай Есин рано создал семью. Он ушел на фронт, оставив трех сыновей, которые продолжили его род. 18 августа смоленские поисковики передали нашему отряду «Патриот» прах бойца. Местные жители помнят о нашей 166-й стрелковой дивизии – 81 день сибиряки сражались и проливали свою кровь на Смоленской земле.
Максим Елизов вручил родственникам Николая Есина документы и солдатский медальон, на обратной стороне которого боец написал карандашом: «Хотя и заполняю, ну а умирать не хочу».
Поисковик с 53-летним стажем Наталья Морокова уже несколько лет занимается восстановлением имен бойцов 166-й стрелковой дивизии. Боевой путь дивизии был недолгим и очень драматичным – она попала в окружение в первые месяцы войны и практически вся погибла под Смоленском.
– По донесению командира, из окружения вышли 517 человек. Но это далеко не так, – считает Наталья Морокова. – Мне удалось установить, что по окончании боев в живых осталось гораздо больше солдат. Многие пропали без вести. Пофамильные списки уже есть, и они постоянно уточняются. Сегодня мы хороним Николая Есина, а вместе с ним из деревни Киргизки Томского района ушел еще один боец, он тоже попал в третий минометный батальон и до сих пор значится пропавшим без вести.
Внучка Николая Есина, Татьяна Петровна, очень волновалась:
– Я бы хотела поблагодарить всех присутствующих здесь за теплые слова, за отзывчивость, за понимание. Спасибо поисковикам, особенно отряду «Рядовой», который нашел останки моего отважно погибшего деда. Низкий вам поклон за вашу работу. Мы долго не знали о судьбе нашего деда. Теперь знаем, что он был убит в бою, и наконец он вернулся на родную землю.
После захоронения с воинскими почестями останков Николая Есина родственники воинов 166-й стрелковой дивизии сфотографировались на память с бойцами поисковых отрядов.
90% поисковиков Томской области – школьники, студенты техникумов и рабочая молодежь. Вместо отдыха они на каникулах едут в лес, залазят в окопы, в которых воевали солдаты в Великую Отечественную войну, и по пояс в грязи проводят раскопки. Я горжусь, что у нас есть такая молодежь.
Максим Елизов, председатель регионального отделения «Поискового движения России»