Начальник транспортного цеха

Бывший глава ТТУ Виктор Рейнгард на пенсии размышляет о причинах кризиса предприятия

Виктор Рейнгард проработал в трамвайно-троллейбусном управлении 34 года. Он пришел туда в 1970-м, а ушел в 2004-м, причем не по своему желанию. Он дольше всех продержался на посту начальника управления – почти 15 лет. При нем ТТУ едва ли не впервые вышло на самоокупаемость и даже начало приносить прибыль – это случилось в 2002–2003 годах. Но уже в ­2004-м управление настиг сильный кризис, который по большому счету продолжается до сих пор. В год увольнения Виктору Генриховичу было 55, но он так и не смог найти новую работу, а потом вышел на пенсию по инвалидности. 2 августа он, по его собственным словам, отмечает свой «второй день рождения».

Начало конца

История с увольнением Рейнгарда в 2004 году наделала много шума. Тогдашний мэр Томска Александр Макаров заявил, что многолетний директор ТТУ не вписался в рыночные условия и довел предприятие до предбанкротного состояния. Контракт с Рейнгардом был расторгнут.

В 2004 году ТТУ действительно начало копить большие долги. Но буквально в 2002–2003-м предприятие считалось одним из самых стабильных среди муниципальных, оно осуществляло более 70% пассажирских перевозок в городе, за свой счет купило 13 новых троллейбусов, а также собиралось обновлять трамвайный парк. Что же случилось?

– 21 июня 2003 года я называю днем начала конца ТТУ, – рассказывает Виктор Генрихович. – В этот день было принято постановление о повышении тарифа на проезд в муниципальном транспорте с трех до четырех рублей. Мы набирали темп, но один неверный шаг все погубил. Буквально за несколько дней троллейбусы лишились 83% пассажиров. На трамвае повышение сказалось не так сильно, у них свои маршруты и другие преимущества, но из троллейбусов люди перешли в набирающие популярность маршрутные такси.

Решение о повышении цен на проезд в муниципальном транспорте принимал департамент капитального строительства, благоустройства и транспорта, во главе которого тогда стоял Владимир Оккель. Через некоторое время транспортную часть перевели в департамент городского хозяйства. Властям пришлось оправдываться за потери ТТУ, и они начали кивать на Рейнгарда, дескать, он сам просил повышения цен. Однако и директор, и весь коллектив управления считали, что повышение возможно, но только не одностороннее: нужно было параллельно поднимать и стоимость проезда в маршрутках, ведь она составляла 5 руб­лей. Но в результате цены практически сравнялись, и горожане предпочли более комфортный и мобильный транспорт.

В апреле 2004 года повысили и стоимость проезда в маршрутках – с 5 до 7 рублей. Но было уже поздно.

До и после

Виктор Рейнгард пришел в ТТУ в 1970 году. 13 лет он отработал в энергослужбе на разных должностях, за это время получил высшее образование – окончил вечернее отделение ТПУ. В 1983 году Рейнгард стал главным инженером, а с 1990-го по 2004-й работал начальником управления. За время его руководства количество выходящих на линию вагонов трамваев повысилось с 14 до 64, троллейбусов – до 90. Сейчас выходит не более 60–70 троллейбусов, несмотря на то что маршрутов больше. Конечно, после такой карьеры Рейнгард не мог сам уйти из управления. Но власти его кандидатура не устраивала – слишком много он с ними спорил. В 2003–2004 годах его управление проверяли девять различных комиссий, и никто не нашел нарушений: отчетность была открытая и честная.

– Мне предлагали оформить увольнение по собственному желанию, но я отказывался, – вспоминает Виктор Генрихович. – Я считал себя капитаном и не мог добровольно покинуть тонущий корабль. Но в тот год у Макарова были выборы мэра, да и мы поддержали другую кандидатуру, и в результате в сентябре вышел приказ о моем увольнении. После этого у меня случился небольшой инфаркт, а с 14 октября 2004-го я больше не работаю в ТТУ. Кстати, по своей воле из ТТУ не уходил ни один начальник, всем предлагали писать заявление.

Виктору Рейнгарду было всего 55 лет, но он никак не мог трудоустроиться, причем даже электромонтером. Ему не объясняли причины, а просто говорили: «Я не могу тебя принять». После одного из таких случаев у Викторе Генриховича случился второй сердечный приступ, на этот раз более серьезный. После этого он получил вторую группу инвалидности и с тех пор называет 2 августа 2005 года своим вторым днем рождения.

Второе пришествие

В 2009 году Рейнгард вновь оказался в ТТУ. Его пригласили в качестве технического консультанта строительства новой ветки троллейбусов – на пр. Комсомольском и ул. 79-й Гв. дивизии.

– Мы хотели ее построить на свои деньги, а не на бюджетные еще в 2004 году, но не сложилось, – рассказывает Виктор Генрихович. – Я энергетик по образованию, хорошо знаю контактную сеть, поэтому меня и позвали консультировать. Следил, чтобы опоры ставили подходящие, чтобы развязки грамотно делали. Попался очень хороший инженер из «Томгипротранса» – организации, которая выполняла проект.

Однако во второй раз Рейнгард проработал в ТТУ всего год и с октября 2010-го практически перестал следить за жизнью управления – потерял интерес. Но о причинах продолжающегося кризиса в ТТУ порой задумывается.

– Вы бы стали ездить на транспорте, которого приходится ждать 20 минут? – задается вопросом Виктор Рейнгард. – В управлении за последние годы ликвидировали несколько служб, транспортный цех объединили с автобусным, но экономии не получилось. При мне в ТТУ работало 1 600 человек, сейчас, наверное, и трети не осталось. Там практически не осталось специалистов – ни технарей, ни экономистов. Сейчас, может, действительно лучше будет разъединить трамваи и троллейбусы и пусть каждый выбирается как может. Если же опять поднимут цены на проезд в троллейбусах, но оставят те же тарифы в маршрутках, они наступят на те же грабли, что 21 июня 2003-го, и окончательно добьют ТТУ.

Здесь и сейчас

В последнее время основная забота Виктора Генриховича – это дача («У меня теперь маленькие заботы – выращиваю, колочу и больше особо ничем не занимаюсь»). Он там проводит практически каждый день с утра до вечера. Вместе с ним – его жена, Нина Яковлевна, которая проработала в ТТУ с 1967 по 2010 год, а теперь тоже на пенсии. Каждый год Рейнгарды ездят к дочке (филолог, доктор философии) и внучке в Германию, а больше у них никого нет. Бывший начальник ТТУ признается, что если его еще раз позовут консультантом в управление, скорее всего, откажется. Желание помочь есть, но здоровье не позволяет.

Еще в 2004 году комиссия мэрии Томска заявила, что «трамваи и троллейбусы топят друг друга», и предложила их разъединить. Рейнгард был не согласен с таким вариантом реорганизации, а в дальнейшем от него отказалась и мэрия.

Справка «ТН»

Виктор Рейнгард родился 3 марта 1949 года в Щукине. Женат. Образование высшее (ТПУ). 1970–1983 годы – работал в энергослужбе ТТУ. 1983–1990 годы – главный инженер ТТУ. 1990–2004 годы – начальник ТТУ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × пять =