Надоевшая «услуга». Заявления об отмене техосмотра повисли в воздухе

Вопрос о целесообразности техосмотра для частников в нашей стране в последние годы возникал не раз. Слишком уж много мутного сложилось вокруг этой в общем-то полезной технической процедуры, превратившейся по факту в фикцию. И вот прошедшим летом грянула новость: наконец-то опостылевший техосмотр отменен! Поначалу многие автомобилисты вздохнули с облегчением. Не нужно будет выкладывать лишнюю тысячу, а то и полторы за диагностическую карту поднакопившим жирок страховщикам и прикормленным ими автосервисам. Но не тут-то было….

Кто-то просто пошутил?

Вскоре выяснилось, что никто ничего не отменял. Как был техосмотр обязательным, так и остался. Просто некоторые СМИ, не разобравшись, приняли желаемое за действительное и поспешили всенародно объявить радостную для автомобилистов весть, введя людей в заблуждение.

Действительность же такова, что просто обязательную для автомобилистов автостраховку (ОСАГО) отвязали от того самого опостылевшего техосмотра. Напомним, что раньше без тех­осмотра ОСАГО нельзя было получить. Соответственно, и эксплуатировать автомобиль запрещалось. Хотя, признаемся, с каждым годом все больше автомобилистов, глядя на растущие аппетиты страховщиков, особенно в отношении молодых водителей, страховку игнорируют. Авось пронесет. И это, конечно, плохо. Но вы скажите это, например, мотоциклистам, которых страховые компании без навязанных дополнительных услуг вообще страховать не хотят. Сетуя, что, мол, невыгодно… Впрочем, это частности. Главное, что теперь, с тех­осмотром вы или нет, заветный полис вам выпишут. Но вопрос об обязательности техосмотра все равно остался. И ситуация до сих пор в подвешенном состоянии.

Масла в огонь подливали всевозможные сообщения о временных рамках. Надо отдать должное федеральным властям, действие старых диагностических карт продлили, но до определенного срока. Упоминалось о том, что уже с 1 октября этого года водителей, у которых закончился срок действия старой диагностической карты, а новый техосмотр они не проходили, могут оштрафовать. Мало того, подчеркивалось, что с 1 марта будущего года определять наличие техосмотра «обучат» и видеокамеры на дорогах, которые тоже будут присылать «письма счастья». Что и говорить, невеселая перспектива.

 

Сами с усами

Впрочем, в дело неожиданно вмешалась политика. В стране грянули выборы. Не будем забывать, что миллионы автомобилистов – это выборный электорат, и перед голосованием пообещать ему конфетку в виде отмены техосмотра в обмен на голоса захотели многие политики. Этот вопрос превратился в своеобразную разменную монету. Соответствующие заявления не заставили себя ждать. В середине сентября одна из политических партий пообещала сделать техосмотр добровольным… если победит. Уверенности в том, что тех­осмотр будет отменен, добавило и заявление премьера Михаила Мишустина о том, что он считает вполне оправданным отмену тех­осмотра для личного автотранспорта.

«Практика показывает, что автолюбители сами активно следят за собственной безопасностью», – мотивировал свою позицию премьер. Заметим, что речь идет именно о личном транспорте, а не о маршрутках, автомобилях, занимающихся коммерческими перевозками, такси. Эти категории движущегося парка проходить обязательный техосмотр будут при любых раскладах. Слишком уж велика цена выхода в рейс неисправного транспорта. Кстати, поговаривают о том, что и глава ГИБДД генерал Черников выступает за отмену обязательного тех­осмотра для личных авто.

Порядком запутавшиеся автомобилисты опять было подумали: если уж на правительственном уровне озвучиваются такие заявления, то дело, наверное, наконец-то сдвинется с мертвой точки. А что в итоге? Ничего! Заявлением все и ограничилось.

 

Платить не будем!

И вот уже ноябрь на дворе. А где ясность? Ее по-прежнему нет. Кто-то, от греха подальше, прошел техосмотр по-новому. Под камерами. Заплатил, чертыхаясь. Но большинство автомобилистов, дорожащих каждой копейкой, как и раньше, занимают выжидательную позицию. Что ждет их, если остановит гаишник, а срок старого техосмотра уже истек?

– Хочу напомнить, что в перечень документов, которые водитель обязан предъявить сотрудникам полиции, диагностическая карта не входит, – отмечает начальник Центра дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по Томской области Алексей Подосенов, – поэтому определить, есть у вас техосмотр или нет, сотрудник ГИБДД так просто не сможет. Но это не значит, что началась вольница и можно ездить на опасных средствах передвижения. Водители обязаны отвечать за техническое состояние своих авто. На них лежит такая обязанность. И за ее игнорирование предусмотрена ответственность. У нас имеются различные приборы, с помощью которых мы можем прямо на дороге определить важные параметры автомобиля, за несоблюдение которых предусмотрен запрет на эксплуатацию. Например, люфтомеры, фиксирующие допустимый люфт рулевого колеса, многое другое. Поэтому расслабляться не стоит. Что касается обязательности техосмотра, то вопрос действительно пока в подвешенном состоянии. Полагаю, какая-то ясность наступит в марте будущего года. Дело еще и в том, что сами операторы техосмотра пока не готовы к наплыву автомобилистов, если техосмотр все-таки сделают обязательным. Есть определенный временной регламент его прохождения, а пунктов ТО у нас не так много, могут возникнуть огромные очереди.

 

«Не пойми что»

Что дальше? Большинство автомобилистов считают: техосмотр для личного транспорта в нашей стране как рудимент советского прошлого все-таки отомрет. Аргумент простой. В XXI веке автомобили стали в разы надежней и не требуют постоянного контроля. Отмена – вопрос времени. Нужно немного подождать. Аналитики прогнозируют, что порядком надоевшую «услугу» действительно могут аннулировать где-то с марта 2022-го. Что ж, вполне разумный сценарий. А пока в дорожной сфере есть проблема поважнее.

Первым делом предстоит навести порядок с электросамокатами, сигвеями и прочими подобными «не пойми что». Это сейчас актуальнее. Напомним, буквально на днях наконец-то были подготовлены поправки в ПДД относительно этих, с позволения сказать, транспортных средств. И немудрено, ведь статистика ДТП с их участием в последнее время просто зашкаливает. Так, кстати, когда-то было со скутерами, когда их к нам валом повезли из-за границы.

Интересно, что Томск в борьбе с электросамокатами «прославился» на всю страну. Во время недавнего полицейского рейда их с томских улиц просто… изъяли. Тихо, без затей! Мол, наша улично-дорожная сеть не преду­смотрена для их эксплуатации. Правда, потом дело спустили на тормозах и владельцам их имущество вернули. После того как подключилась Генпрокуратура.

 

Включили заднюю

Но как же быть владельцам автосервисов, пунктов техосмотра, вложившихся в новое диагностическое оборудование, установивших видеокамеры, подключившихся к специальной информационной системе, куда должны поступать все сведения о машинах, прошедших техосмотр по-новому? Таких, кстати, совсем немного. Рисковать бизнесом никто не хочет.

– Конечно, ситуация непростая, – посетовал Алексей, один из владельцев томского пункта техосмотра, попросивший по вполне понятным причинам не называть адреса его пункта. – В свое время нас агитировали, мол, давайте, обновляйте оборудование, скоро все будет по-новому, автомобилисты к вам валом повалят. Деваться им все равно некуда. Электронная диагностическая карта, видеокамеры и все такое. Заработаете. Подниметесь. Мы вложились. Но потом, как у нас говорят, наверху включили заднюю. Теперь я вижу, что техосмотр, скорее всего, отменят. А как быть нам? Время к тому же неудачное – пандемия, доходы людей упали, автовладельцы экономят каждую копейку. Их тоже можно понять. Мы не унываем. Нас выручает то, что у нас не просто пункт техосмотра, а автосервис. Спрос на ремонт и диагностику авто будет всегда. Без работы не останемся. Но как-то и наши интересы должны быть учтены. Что касается безопасности, то давайте не обманывать себя. Дело, конечно, не в ней, а в денежных потоках. Автомобилистов у нас несколько десятков миллионов. Условно говоря, с каждого по тысяче – огромные средства. Кому они шли? Кто что проверял? Понятно, что государство хочет навести порядок.

Все, что связано с обслуживанием автомобилей, сервисом, – доходный сегмент рынка, учитывая к тому же, что сколько бы ни говорили об уменьшении денежных доходов населения, а спрос на покупку автомобилей не падает. Всевозможные нововведения последних лет в автостраховании не особо сказались на пополнении бюджета, что, конечно, требует усиления государственного контроля за частными страховыми и сервисными компаниями. Но ведь и автовладельцы – часть этого рынка, и они тоже хотят быть участниками этого процесса. И вот наконец найден разумный вариант, снимающий с них неоправданное обременение в виде техосмотра. Однако не оправдано то, что решение долгожданного вопроса застряло на полпути. Не исключено, что его отодвинула пандемия – борьба с ней сейчас всего важнее. Но неужели определенности придется ждать как минимум полгода?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 18 =