Таков секрет плодотворного труда
В регионе активно развивается медиапроект губернатора Томской области Владимира Мазура «Лучший миллион», в рамках которого рассказывается о томичах, жителях региона, достигших значительных успехов в различных сферах. На днях героем проекта стал старший государственный инспектор Главной инспекции по маломерным судам регионального управления МЧС Рахматулла Рахимов, долгие годы обеспечивающий безопасность людей на водных объектах. Кроме того, он глава большой семьи, в которой воспитываются девять детей. Как томичу удается совмещать работу и домашние заботы? И вообще, что для Рахимова река? Работа или, как считают многие, отдых?
Не рыбак, но реку люблю
– В своих интервью вы не раз отмечали, что очень любите реку, работу на водных объектах. Откуда такое влечение? Расскажите, как вы попали в ГИМС.
– Я томич, родился в селе Тахтамышево, которое находится рядом с Томью. Но дело не в этом. Признаюсь, вопреки стереотипу, я даже не рыбак. Любовь к работе на реке, скорее, связана с моей деятельностью, предшествовавшей зачислению в ряды ГИМС. История такова. Я окончил юридический факультет ТГУ. После этого в 1997 году начал работать в милиции. Практически весь период моей службы в МВД был плотно связан с уголовным розыском. Причем так вышло, что определенный промежуток времени я работал в уголовном розыске именно на речном транспорте. И мне эта работа очень понравилась. А когда пришла пора выходить на пенсию, решил продолжить свою деятельность в речной сфере. Либо в рыбоохране, либо в ГИМС. Документы подавал и туда, и туда. В ГИМС пригласили сразу. Так здесь с 2008 года и тружусь. Ничуть не жалею о своем выборе.
Люблю повторять: найдите себе работу по душе, и ни одного дня в жизни вы работать не будете. Что означает, работа должна приносить радость и удовлетворение. Тогда она не будет обузой. Это как раз мой случай. Тем более что река, где мы в основном и трудимся, ассоциируется у большинства людей с отдыхом. Моя жена иногда, провожая меня в речную командировку, в шутку задает вопрос: «Опять отдыхать поехал?». Но, поверьте, это только кажется, что река – сплошной расслабон. Трудностей здесь хватает, как и в любой работе.
Примечательно, что многие журналисты в беседе со мной по незнанию задают вопрос: сколько браконьеров я поймал? Надеясь услышать какую-то детективную историю с перестрелками и погонями. Приходится объяснять, что браконьерами как раз занимается рыбинспекция. А ГИМС потому и называется Главной инспекцией по маломерным судам, что в сферу деятельности его сотрудников входит именно контроль за эксплуатацией маломерных судов на водных объектах. Что-то вроде ГАИ, только на реке. Даже обычные рыбаки прямого отношения к нам не имеют. Причем осмелюсь высказать свою точку зрения, что на реке нужно быть более бдительным, чем на дороге. Ведь вода, в отличие от земли, более враждебная для человека стихия, где можно потерять жизнь. Поэтому чувство товарищества в ГИМС ощущается особенно остро.
Девять детей – ещё не рекорд!
– Вы глава многодетной семьи. По праву награждены орденом «Родительская слава». Много детей – это ваш, вместе с супругой Галиной Сергеевной, сознательный выбор или просто решили, условно говоря, не мешать природе? Пусть будет столько детей, сколько судьба наметила?
– С моей супругой, педагогом по образованию, я в браке уже 19 лет. Конечно, мы планировали завести детей. Что касается их количества, честно скажу, все само как-то получилось. Вначале родилась дочь, за ней через год – сын. Потом три года дети у нас не рождались. Но богу было угодно, чтобы эта история продолжилась. Затем родилась Татьяна, и пошло-поехало. Я подметил интересную особенность. Вначале дети у нас рождались в шахматном порядке: мальчик-девочка, мальчик-девочка. Но потом мальчики начали доминировать. Подряд родились четыре парня, и, как выяснилось, это был еще не конец. В общем, чтобы не запутывать читателя, скажу, что на сегодняшний момент у нас с Галиной Сергеевной шесть мальчиков и три девочки. Последняя родилась совсем недавно. Самому старшему сыну в январе этого года будет 18. А самой младшенькой скоро стукнет шесть месяцев.
Конечно, их воспитанию я уделял и уделяю много внимания. В этом меня активно поддерживает супруга. Все дети кроме школы занимаются ещё в кружках, секциях или просто имеют какие-то увлечения. Это принципиально. Считаю, если ребенок чем-то занят, то на всякую ерунду, шалости у него времени просто не останется. Причем далеко не все мои дети увлечены какими-то модными веяниями. Двое, например, хорошо играют в шахматы, хотя, к сожалению, на фоне вездесущих компьютеров это и не модно. Старший сын, пока не поступил в железнодорожный техникум, серьёзно занимался плаванием. Особое внимание обращаю на нравственное воспитание. Каждое воскресенье вожу детей в православный храм. Кстати, два моих сына входят в братство православных следопытов, которыми руководит отец Игорь. Ребята из этого братства постоянно ходят в походы по региону, путешествуют, получают разряды по туризму. Мне кажется, любая религия делает человека чище, честнее, добрее. Человек обязательно должен во что-то верить. Этим он и отличается от животного. В любом обществе должна быть вера.
Вообще, девять детей – далеко не самый выдающийся результат. Не так давно мы были в столице и познакомились с интересной многодетной семьей из Ленинградской области, у которой на тот момент было 18 кровных детей.
В инспекции по маломерным судам он много лет обеспечивает безопасность людей на воде, рассказывает детям и взрослым, как важно не купаться и не нырять в запрещенных местах, не играть в воде без старших. От соблюдения этих простых правил зависит жизнь А еще Рахматулла Хамитович – глава большой семьи, и вместе с супругой Галиной Сергеевной – обладатель ордена «Родительская слава». Этой наградой Рахимовых удостоил президент Владимир Путин.
Владимир Мазур,
губернатор Томской области
Гоняться не нужно, нужно подождать
– В рамках своей работы вы часто бываете в школах, других учебных заведениях, проводите профилактические беседы о том, как правильно вести себя на воде. Насколько велика польза от таких бесед? Принимают ли во внимание ваши предостережения?
– Одно из главных направлений нашей работы – это профилактика. Ведь значительно проще предупредить что-то нехорошее, чем потом, что называется, расхлебывать последствия шалостей на воде. В беседах мы делаем упор в первую очередь на меры безопасности. На то, какие спасательные средства нужно иметь на реке, как сооружать такие средства из подручных средств. На что в первую очередь обращать внимание на водных объектах. На необходимость эмоционального равновесия, чтобы человек в экстремальной ситуации не поддался панике. Все это, как показала практика, позволяет спасти жизнь – самое дорогое, что у нас есть. Конечно, польза от таких профилактических бесед, которые мы ведем не только с молодыми людьми, но и их родителями, на предприятиях, есть. Да, пускай не все стопроцентно внимают нашим словам. Но если девять человек из десяти к ним прислушаются, это уже положительный результат. О необходимости таких бесед говорит и тот факт, что, например, в школы, лагеря отдыха нас приглашают постоянно, из года в год. И чувствуется, что это делается не для галочки. Спрос на наши занятия действительно есть, и он стабилен.
9 кровных детей
в семье Рахматуллы Рахимова.
– Работая на реке, с какими проблемами приходится сталкиваться? Много ли судоводителей нарушают порядок, например, не регистрируют маломерные суда?
– Обстановка на реке на данный момент достаточно спокойная. Например, сейчас незарегистрированных судов значительно меньше, чем было раньше. Свою роль сыграли весомые административные наказания. Штрафы здесь начинаются от пяти тысяч рублей и идут выше – вплоть до 25 тысяч. Есть и еще один важный момент, касающийся управления маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения. У нас так же, как и у работников ГАИ, есть возможность это проверить. Если выясняется, что судоводитель подшофе, отправляем на него материалы в суд. И суд может лишить его права управления маломерным судном. Но это не все. Автоматически горе-водитель лишается управления всеми транспортными средствами, которые у него есть, в том числе и автомобилем. Согласитесь, стоит подумать, прежде чем нарушать закон. Поэтому таких случаев мало.
Еще частенько сталкиваемся с тем, что владельцы маломерных судов, судоводители просто забывают соответствующие документы. Обыкновенная забывчивость. Но, поскольку судовладельцев у нас не так много и они, как правило, находятся на реке, на лодочных станциях в одних и тех же местах, многих мы уже просто знаем. Поэтому идем навстречу, в плане наказаний стараемся не лютовать. Впрочем, если видим, что человек намеренно нарушает закон, то путь его судну – на специальную штрафстоянку, аналогичную той, что есть у ГАИ.
Бывает, что нарушители, например, на тех же незарегистрированных гидроциклах, боясь ответственности, стараются скрыться. Догнать их нереально. Мы действуем другим способом. Ищем место, с которого этот гидроцикл спускали на воду. Там, как правило, остается автомобиль со специальным прицепом. Нам остается просто подождать, когда гидроциклист, у которого не такой большой запас топлива, вернется к этому месту.
В общем, работаем. Приятно сознавать, что твои дела приносят людям пользу. Благодаря им на реке порядок. А там, где порядок, там и безопасность.
Часто веду профилактические беседы в школах. Первое правило: без надобности к реке не ходить. Катков зимой хватает. Жизнь человеческая дороже увлечения.
Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев