Накануне профессионального праздника работников торговли самое время поговорить о настроении и планах предприятий отрасли

Елена Александрова

В четвертую субботу июля, которая в этом году выпала на 27-е число, в России отмечается День работника торговли. В преддверии профессионального праздника «ТН» поговорили с начальником департамента потребительского рынка администрации Томской области Константином Чубенко, поинтересовавшись, что сегодня представляет собой сектор торговли в Томской области как отрасль региональной экономики, с какими проблемами приходится сталкиваться участникам этого рынка, каковы его перспективы.

– Константин Иванович, не секрет, что уровень развития торговых отношений во многом определяет привлекательность этого сектора для предпринимателей и инвесторов, а современный сервис и высокое качество обслуживания напрямую формируют комфортную среду для жителей и гостей области. Как сегодня выглядит визитная карточка томской торговли?

– Действительно, торговая деятельность играет важную роль в развитии социально-экономического  положения Томской области. Состояние и динамика развития торговли служит действенным индикатором развития экономики, предпринимательской активности, изменений доходов населения, а также общих настроений и ожиданий общества. Немного цифр…

В структуре ВРП Томской области доля торговли (розничной и оптовой) составляет 10,25%, в том числе розничной 4,6%, находясь на пятой позиции в рейтинге отраслей (после добычи полезных ископаемых; транспорта и связи; обрабатывающих производств; операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг). Пять лет назад торговля формировала 9,7% ВРП.

В последние годы сфера торговли в регионе стабильно растет и по площади торговых объектов, и по количеству занятых в этой сфере людей, и по качеству услуг.

Сегодня у нас работают около 6 тыс. торговых объектов, в которых трудится более 30 тыс. человек, 17 тыс. из которых занято непосредственно в обслуживании клиентов. По данным статистики, средняя заработная плата в отрасли чуть больше 15 тыс. рублей (15 763 рубля).

К сожалению, сегодня у нас нет полной и исчерпывающей информации по всем субъектам торговой деятельности. Федеральный законодатель, определив необходимость ведения торгового реестра, «забыл» предусмотреть ответственность участников рынка за непредоставление данных. Работа по внесению изменений в Федеральный закон от 29.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» уже ведется, мы предложили обязательное предоставление информации в торговый реестр всеми хозяйствующими субъектами.

По такому показателю, как обеспеченность населения торговыми площадями, Томская область находится среди лидеров по Сибирскому федеральному округу, его значение составляет 823 «квадрата» на тысячу жителей.

– Что, на ваш взгляд, уже делается для повышения уровня сервиса и развития инфраструктуры обслуживания?

– За последние годы мы постепенно переходим к более современному формату самообслуживания – к магазинам с открытыми полками. Комфортность обслуживания населения значительно возросла после прихода в районы торговых сетей, предлагающих и более широкий ассортимент, и другое качество сервиса, благодаря которому ускорилось обслуживание клиентов при расчете. Безусловно, покупатели выиграли от введения безналичного расчета. Сейчас вместе с банковским сообществом мы работаем над внедрением платежных терминалов и на розничных рынках. Закономерно, что развитие инфраструктуры потребительского рынка вызвало и рост объемов розничного товарооборота: по итогам прошлого года, увеличившись на 6,6%, он составил 105 млрд рублей. А за последние десять лет розничный товарооборот на территории Томской области вырос в сопоставимых ценах ровно в два раза.

– Как меняется структура рынка с наступлением сетевых игроков? Выживут ли, по вашему мнению, в этой конкуренции магазины шаговой доступности?

– Сегодня у томского потребителя появился широкий выбор: он может совершать покупки там, где ему нравится: в гипер- и супермаркетах, в универсамах, в магазинах рядом с домом или на рынке. Конечно, в последнее десятилетие структура торговли кардинально изменилась. Сегодня около трехсот хозяйствующих субъектов имеют от двух и до семидесяти магазинов. Доля современных форматов в торговом обороте, по оценке экспертов, составляет более половины.

Конечно, в таких условиях формат магазинов шаговой доступности претерпит определенные изменения. Но, я уверен, часть из них обязательно останется. Эти магазинчики более гибкие, они быстро реагируют на меняющиеся запросы потребителей, и, конечно же, нельзя со счетов сбрасывать человеческий фактор. Продавцы рядом с домом часто знают своих покупателей по именам, всегда готовы предложить товар с учетом индивидуальных запросов или что-то особенное, например оригинальную выпечку мини-пекарни, которую сделают специально для вас.

Нынешней осенью наряду с уже действующими на рынке крупными торговыми сетями в регионе ожидается крупное событие для всех томичей – открытие на Каштаке гипермаркета торговой сети «Лента» с общей площадью 12 тыс. кв. м.

Всем нам предстоит много сделать, чтобы решить задачу, поставленную губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, выработать сбалансированные правила игры между местными производителями продукции и торговыми сетями.

– В канун праздника хочется помечтать. Когда в Томске появятся новые торгово-развлекательные комплексы с полным набором услуг для всей семьи: с кинозалами и концертными площадками, с кафе и ресторанами, боулингами, игровыми комнатами, чтобы каждый посетитель смог не только заняться шопингом, но и хорошо отдохнуть?

– Действительно, во всем мире торговля развивается совместно со сферой услуг и развлечений. Томск не останется в стороне от этой тенденции. Уже следующей весной планируется открытие на Комсомольском проспекте «Изумрудного города», который станет первым и самым крупным торгово-развлекательным комплексом в Томске общей площадью около 45 тыс. кв. метров.

Этого же концептуального нового подхода придерживается и группа инвесторов, которая в настоящее время приступает к строительству еще одного значимого для области объекта – «Торгового квартала» между ул. Розы Люксембург и пр. Ленина.

Приоткрою еще одну тайну. Томск попал в число трех российских городов (Москва, Казань и Томск), где по поручению президента Российской Федерации осуществится пилотный проект «Магазин будущего». Каждый поступающий в продажу товар будет маркирован специальной радиометкой. Эта технология позволит, во-первых, оперативно и постоянно следить за обновлением ассортимента, во-вторых – отслеживать в автоматическом режиме сроки реализации. Новшество выгодно и для покупателя: кругом электронные ценники, на тележках – считывающие устройства. Подошел к кассе, а на экране уже весь перечень товаров и стоимость. Сейчас идет подбор земельного участка для такого необычного здания, которое будет оснащено и «умными» коммуникациями. Наша задача – закончить проектирование в 2014 году, а в 2016-м уже его сдать.

– Константин Иванович, какими будут ваши пожелания коллегам в канун профессионального праздника?

– Сегодня в быстро меняющемся и бурно развивающемся торговом секторе работать непросто. Требования к специалистам постоянно возрастают. В жестких условиях конкуренции уже не потребители идут за продавцом, ищут товар как во времена дефицита. Роли поменялись: сегодня продавец идет за покупателем: он должен по максимуму удовлетворить его запросы, суметь расположить к себе, предложить лучший товар и качественное обслуживание. Поэтому желаю работникам торговли всегда хорошего настроения, побольше улыбок и внимания. Пусть к вам приходят только добрые и благодарные покупатели, а в ваших семьях всегда царят любовь и достаток. Будьте здоровы, встречайте каждый день с радостью! Именно от вас очень часто зависит и наше душевное самочувствие. С праздником!

Томск вошел в число трех российских городов, где по поручению президента осуществится пилотный проект «Умный магазин». На всех товарах в этом магазине будут электронные ценники, на тележках – считывающие устройства. Подошел к кассе, – а на экране уже весь перечень товаров и стоимость.

ЦИФРА

45 000 квадратных метров – площадь самого крупного торгово-развлекательного комплекса в центре Томска, который откроется на Комсомольском проспекте в октябре 2014 года.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 5 =