В воскресенье на Новособорной площади вновь зажгутся траурные свечи. Или свечи не бывают траурными, а только памятными? Не суть. Главное, что они загораются каждый год. Если свечи зажигают, значит, это кому-нибудь нужно – чтобы 3 сентября обязательно была свеча?
Эта дата навсегда осталась в истории Томска, мистически связав дотоле мало кому из наших земляков известный осетинский городок с Сибирскими Афинами.
В начале сентября 2004 года бывшая столица огромной Томской губернии должна была праздновать 400-летие. Готовились с размахом, потратив немало своих и кучу федеральных денег. Спасибо тогдашнему премьеру Алексею Кудрину и его томским корням: глава правительства лично наезжал в обновлявшийся, на глазах хорошевший Томск. Разумеется, была подготовлена грандиозная развлекательная программа, ждали известных артистов. Петь и веселиться город должен был три дня. В канун празднования, 1 и 2 сентября, масштаб бесланской беды был еще не до конца ясен, но вот 3-го… Это был трудный выбор, и все же руководство области тогда сделало то, что должно было сделать: нельзя плясать на крови. Подавляющее большинство томичей такое решение поддержало. Хотя нашлись и недочеловеки, возмутившиеся тем, что их лишили праздника. Впрочем, их было немного.
Добро пожаловать в ад
Тогда томичи убедились: наша территориальная отдаленность от центра – не более чем иллюзия. Время трагически сузило пространство. И вот уже оказывается, что Томск – это не край географии, а бойкий перекресток, место прохождения миграционных потоков из бывших братских республик Средней Азии, а ныне суверенных стран. Именно там свили свои черные гнезда ваххабиты, отсюда льется яд в юные неокрепшие души, превращая вчерашних школьников в смертников, в расходный материал для ИГИЛ (запрещенной на территории России организации) и прочих адских машин. Причем адских в самом прямом религиозном смысле. Уже сотни российских ребят, поддавшись на лживые посулы проповедников, погибли в боях или в терактах при самоподрыве. А ведь по мусульманским законам, как и по христианским, нет страшнее греха, чем самоубийство. Это самая прямая и верная дорога в ад. Без вариантов.
Но неужели у нас есть не просто транзитные пассажиры «с востока на Восток», но и собственные персонажи, готовые словом и делом поддерживать людоедскую идеологию «всемирного джихада»? Что толкнуло их, живших в одном из самых толерантных городов России, под крыло черного интернационала радикального исламизма? Ведь уже через пару семестров каждый студент, откуда бы он ни приехал, становится томичом, становится своим, становится «археологом из Томска». И это уже навсегда. Кто их угнетал, кто притеснял в нашем дружелюбном городе? Как нужно запудрить человеку мозги, чтобы молодой парень «из глубины сибирских руд» отправился воевать в Сирию? Или надел пояс шахида? А как настолько переформатировать сознание человека, что он забудет и мать родную, и вообще все, что с младых ногтей было любимо и дорого? Специалисты говорят: да, существуют профессиональные методики, позволяющие сломать слабого человека, запрограммировав его на абсолютное зло. Они видоизменяются, мимикрируют, затягивают. И эксперименты с ними так же опасны, как игры с дьяволом.
Пути назад уже нет
Еще в начале года сотрудники УФСБ расследовали два уголовных дела о вербовке и отправке воевать за ИГИЛ (запрещенную в России террористическую организацию) двух жителей Томской области – уроженцев республик Дагестан и Казахстан. Тогда им было еще не поздно явиться с повинной, избежав верной смерти на чужбине и уголовной ответственности в России.
Сегодня чекисты рассказывают историю бегства в Сирию еще одного экс-томича – на этот раз родом из Чечни, ставшего под знамя запрещенного на территории нашей страны «Исламского государства».
В декабре 2015 года он разместил на своей странице «ВКонтакте» ролик с обращением к русским. Первая часть видеозаписи представляет собой рассказ мужчины, который приехал на территорию Сирии и встал на сторону правительственных войск. Вторая часть – обращение представителя «ИГ» к президенту РФ, российским властным структурам и российскому народу, где содержится выражение недовольства внешней политикой России в Сирии, а также угрозы совершения массовых насильственных и деструктивных действий в России. Далее демонстрируется сцена казни человека, выступающего в первой части видеозаписи. При этом томич сопроводил запись своим комментарием: «Разоблачили чеченского шпиона, аль-Хамду ли-Ллах!»
Видеообращение и комментарий прошли экспертизу на кафедре русского языка филологического факультета НИ ТГУ. Эксперты подтвердили: в комментарии имеется и одобрение, и признание, и оправдание террористической организации «Исламское государство» и ее деятельности. Также в тексте присутствует приверженность пользователя к данной организации. То есть 22-летний томич публично, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществил действия, направленные на оправдание терроризма. В его отношении возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ. Он объявлен в федеральный и международный розыск.
Неужели кто-то из джихадистов считает, что такие «произведения искусства» действительно работают? На русскоязычную-то аудиторию?!
* * *
Когда юноша в поисках смысла жизни берет в руки оружие, он перестает быть заблудшей овцой и становится бешеным волком. У которого по всем законам, божьим и человеческим, земля должна гореть под ногами. Наша, томская земля!
И этот волк должен понимать – за преступления террористического толка наказание неизбежно и сурово.