Настоящая история

Про прошлое и настоящее

К счастью, театральных зрителей довольно часто радуют спектакли долгожданные и желанные. Премьеры, которые ждут. Чаще всего это постановки по знакомым и любимым произведениям, ожидая которые, мы заранее предвкушаем, как тот или иной артист любимого театра сыграет роль давно знакомого персонажа. Представит свою версию характера и судьбы. Однако порой случаются премьеры, которые ждут, не зная наверняка, каким будет спектакль, и это интригует. Вот так я ждала в преддверии Дня Победы премьерного показа спектакля Томского театра драмы «Красный обоз». Ждала, не зная ни подробностей сюжета, ни автора пьесы. И этот спектакль не затерялся среди множества зрелищных мероприятий, приуроченных к юбилею Победы, стал заметным событием в культурной жизни Томска и, несомненно, вой­дя в репертуар театра, добавит ему новых красок, подарит зрителям яркие впечатления.

В прологе спектакля, на видео-­кадрах, которые транслируются на большой экран-­сетку, мы видим очень пожилую женщину (в программке указано – персонажу 93 года!), вспоминающую годы военного лихолетья. Рассказывает о трудовом подвиге своих земляков, выловивших зимой 1942 года 38 тысяч пудов рыбы. Ее специальным обозом, состоявшим из сотен саней, груженных под завязку, отправили рабочим Кузбасса, которые ковали Победу в тылу, давая стране металл и уголь, столь необходимые для обороны. Акция проходила под девизом: «Каждый лишний килограмм рыбы – новый удар по врагу!». Только в 43-м году Нарымский округ дал стране пушнины на два миллиона руб­лей, сдал хлеба на 372 тысячи пудов больше… Более восьмисот километров прошли 2100 подвод с рыбой на пути к цели.

Смотришь на кадры разговора бабушки с правнучкой и видишь за ними судьбы реальных людей. Заслуженная артистка Российской Федерации Людмила Попыванова играет роль Марины, одной из участниц той давней истории, дожившей до наших дней. Да нет, она не играет роль – она просто рассказывает о прошлом, делится с правнуками своими воспоминаниями, понимая, что должна поведать нам о том, что было. Кроме неё больше некому это рассказать! Она говорит искренне, вспоминает дорогих ей людей, показывает свой старый блокнот, сохранившийся с тех времён, и голос её дрожит… А за полупрозрачной сеткой киноэкрана проступают силуэты низких домиков с маленькими окнами – жилища рыбаков и производственная база. Сети, ящики с рыбой… Исчезают персонажи сегодняшнего дня, уплывает вверх экран, и мы погружаемся в прошлое, в 1942 год. В ту зиму, когда Марина была совсем юной девчонкой и работала наравне со взрослыми. Стремилась выполнить план, порой падая от усталости, чуть ли не засыпая на ходу.

Автор оригинальной пьесы «Красный обоз» Александр Демченко, которому театр заказал написать её, изучил много подлинных материалов, прочитал рассказы очевидцев, воспоминания тех, кто жил тогда. Даже настоящие частушки тех времён подобрал и включил в одну из сцен. И все это помогло сделать спектакль достоверным, убедительным. Правдивая, настоящая получилась история.

В ожидании выхода этого спектакля я волновалась: не получится ли сухая «агитка», где цифра заслоняет человека, а громкие слова о подвиге – судьбы реальных людей? Напрасно опасалась! Мы увидели на сцене историю из числа тех, о которых рассказывали нам бабушки и прабабушки, пережившие вой­ну. Люди, что были на сцене, будто вышли из рамы с фотокарточками, какие висели раньше в горнице каждой деревенской избы. В полушалках, пимах, стёганных телогрейках. Даже и не представляю, как нелегко в этой настоящей зимней одежде играть на сцене под софитами, – об этом не думаешь. Ты сразу, с первых моментов спектакля погружаешься в гущу событий, которые происходят в очень отдалённом северном посёлке почти восемьдесят лет назад, и переживаешь за этих людей.

Да, конечно, разговоры идут и о показателях, и о выполнении плана, но основной сюжет касается личных переживаний героев и захватывает нас. В самом начале спектакля в рыбацкий посёлок приезжает красноармеец Андрей, который во время своего отпуска решил найти ту девушку, письмо которой было в посылке, присланной на фронт. Посылка досталась Андрею, письмо запало в душу. Дома, под Курском, у него все погибли, и боец (актёр Дмитрий Янин) через всю страну едет в Нарымскую глубинку. Хочет найти ту, что такое хорошее письмо написала на фронт. Это кажется подозрительным местному участковому милиционеру Александру, и он очень пристально приглядывается к приезжему: не шпион ли? А девушка, которая письмо написала, Катя (Мария Золотарёва), постеснялась сразу признаться в этом, хотя солдатик ей приглянулся. Вот так переплелось в этой истории и личное, и служебное, и политическое, и патриотическое…

Главные герои играют свои роли так, что им безоговорочно веришь. Веришь, что Марина (актриса Анастасия Золотарёва) – настоящая девочка-­подросток. Что председатель колхоза Борис Петрович (Виталий Огарь) и колхозница «из бывших» Татьяна Алексеевна (артистка Екатерина Мельдер) неравнодушны друг к другу… И что Саша (Константин Зуев) из ревности копает под Андрея. Помним мы, какие были суровые реалии тогда, и за искреннее мнение о том, каково на фронте, Андрей запросто может попасть под арест. Участковому даже особых усилий прилагать для этого не надо. Но колхозники стремятся защитить бойца, встать на сторону правды и справедливости и спасают его.

Многие сцены в спектакле – особенно лирические – вызывают такой отклик в душе, что на глаза наворачиваются слезы. От некоторых сцен щемит сердце. Например, в сцене, где Татьяна Алексеевна пришла на вечер в клуб и увидела патефон. Ни слова о своём прошлом она не говорит. Но артистка Екатерина Мельдер так провела эту сцену, так трепетно прикасается к патефону, так на него смотрит, что подробности судьбы интеллигентной дамы, видимо, сосланной в Нарым, легко угадываются. Мы в этой сцене впервые видим Татьяну не в фуфайке и валенках, а в туфлях и нарядном платье. И вспоминаем вдруг, что все эти женщины, выбирающие голыми руками на морозе из сетей колючую, скользкую рыбу, – женщины, девушки. Нежные и мечтательные. Но пока они вынуждены забыть об этом.

Сцена танцев в клубе – одна из ключевых и очень важна для спектакля. Мы из неё узнаем, кто в кого влюблён, кто о ком мечтает, кто затаил обиду. Увидим девушек принаряженными, увидим танцы и пляски, услышим частушки:

«Мы с фашистом воевали,
Только пушки брякали,
Было слышно в нашем Томске,
Как фашисты плакали»,

– пели девушки, отбивая каблуками дроби…

Как всегда, хореографические вставки в спектакль балетмейстера Екатерины Авдюшиной так органично вплетены в канву повествования, что они совершенно не кажутся «вставками»! В таком номере-­танце – душа персонажа. И жёсткий, въедливый участковый Сашка оказывается тоже и нежным, и мечтательным, и влюблённым.

За всеми этими сплетениями личных линий не теряется основная мысль спектакля, что главное для этих людей – выполнить свой долг, сделать свою работу отлично и помочь фронту вот так, раз на фронт не пускают.

Хочется отметить работу художника этой постановки Андрея Шадрина, ему удалось сделать такое оформление спектакля, что происходит ощущение погружения в другую эпоху. Мы будто оказались в сороковых годах. Лаконичные декорации, близкие к аутентичным костюмы. Актёры прочувствовали то, о чем рассказывают, и это все производит неизгладимое впечатление. Долгая овация после завершения премьерного показа говорит об этом. Спектакль запоминается, его хочется порекомендовать друзьям, сводить на него своих маму и дочь и тем самым сомкнуть цепочку времён, укрепить связь поколений… Думаю, многие в зале вспоминали семейные истории, проводили параллели с сегодняшним днём.

– Наша задача была – сделать тёплый, душевный спектакль к юбилею Победы, поскольку эта тема обязательно должна быть в театре. Нужно рассказывать языком театра об этой странице нашей истории, – говорит режиссёр спектакля Данил Дейкун. – Однако хотелось сделать постановку на местном материале, рассказать о жизни людей в глубоком тылу, об их трудовом подвиге. Работа эта была непростая, но очень интересная. Много раз мы редактировали то, что делали, размышляли. Я искал то, что зазвучит в сегодняшнем дне, откликнется.

Мы из поколения, что ещё помнит и фронтовиков, и тыловиков того времени. История эта и с современностью перекликается. Мне эта работа была важна и интересна, актёрам – тоже. Ведь у каждого есть ассоциации, связанные с судьбой своих предков и с событиями пьесы, которую мы представили.

Сейчас в зону СВО отправляются новые «Красные обозы» с гуманитарным грузом, с помощью бойцам. В последних сценах спектакля мы видим героя современности. Алексей, боец СВО (Константин Калашников), рассказывает, что значат сегодня для наших солдат полученные из тыла – и из родных мест, и из других городов – письма и посылки, грузы, которые присылают целые регионы. Алексей исполняет свой монолог, сидя на краю сцены, максимально близко к зрителям, и мы видим его тревожный взгляд, все нашивки на его форме. И понимаем, как близко то, о чем он говорит… И снова смыкается цепь времени.

Премьера прошла с успехом, спектакль вошёл в репертуар театра и уже скоро отправится на гастроли. Первый гастрольный тур по северным райцентрам нашей области начнётся на днях: с 20 по 25 мая показ спектакля пройдёт в таких райцентрах, как Каргасок, Парабель, Колпашево, Подгорное, Молчаново, Кривошеино. Как раз по историческому маршруту «Красного обоза» 1942-1943 годов.

Автор: Оксана Чайковская
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 15 =