Наталья Артюшенко: О стрельбе в школе и ошибках родителей

Наталья Артюшенко, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Томска

АртюшенкоСейчас множество психологов, психиатров и правоохранителей пытаются установить причины трагедии в московской школе, когда старшеклассник-отличник принес в школу оружие, убил учителя, полицейского и еще одного полицейского ранил. Комментировать эту страшную трагедию я не вправе ни с правовой, ни профессиональной, ни с моральной точки зрения. Я бы хотела поговорить о тех негативных тенденциях в воспитании и развитии наших детей в современной социальной ситуации, которые провоцируют наших детей на немотивированную, неадекватную жестокость.

Полученные Академией образования Российской Федерации материалы свидетельствуют, что нынешнее поколение детей, с одной стороны, во многом опережает в своем развитии все предшествующие, с другой стороны,  снизилась их энергичность, отмечается недоразвитие у детей воли и произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере, возрос эмоциональный дискомфорт. У детей отмечается недостаточная социальная компетентность, агрессивность, циничность, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность мирно разрешать простейшие конфликты. Оборотная сторона агрессивности: тревожность у 12–16-летних подростков усугубляется чувством брошенности, неуверенности, одиночества, страха. Им свойственен инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, чувство ненужности взрослому миру.

Показательно, что на первый план у подростков сейчас выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, ориентация на высокий уровень достижений. А чтобы иметь отличные оценки по всем предметам, почти всем детям, за исключением особо одаренных, надо очень много работать интеллектуально. Но у них мозг еще только формируется, и, когда ребенок перенапрягается, он может сорваться в любой момент. Мало кто из родителей понимает, что отличники в связи с этим относятся к группе риска.

Причины всех вышеназванных изменений в развитии растущего человека кроются именно в позиции взрослых по отношению к детям.

Во-первых, значительное число нынешних родителей серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, беспомощности и безнадежности. Сейчас во главу угла взрослые ставят не духовное благополучие своих детей, а свою успешность в жизни, признаком которой они считают крутую машину, престижную профессию, высокооплачиваемую работу, загородный дом, модное место отдыха. В эту схему ребенок вписывается, если он ходит в лучший детский сад, с пеленок умеет читать и писать, учится в престижном учебном заведении. Почему у нас возле двадцать четвертой гимназии родители с вечера очередь занимают на запись туда детей? Потому что это престижно! И родители не задумываются, по силам ли будет гимназическая программа их ребенку.

Во-вторых, отношение взрослого мира к миру детей сегодня характеризуется безразличием, так как рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных. В повседневной жизни современные родители уделяют своим детям крайне мало внимания, они даже редко с ними разговаривают! Посмотрите, как мамы и папы ходят с детьми по улицам. Лишь каждый десятый, по моим наблюдениям, говорит со своим ребенком. И дома взрослые и дети занимаются своими делами, в основе которых лежат современные технологии: Интернет (93% (!) подростков постоянно пользуются, вернее, живут в Интернете), компьютерные игры (разного рода стрелялки и прочие игры, направленные на уничтожение), телевидение. И это при том, что дети и так уже целый день провели без родителей! А при любой возможности взрослые стараются взять для детей няню. Увидеть и понять, что с ребенком что-то не так, такие родители не могут.

Если мы хотим предотвратить трагедии, которые происходят с нашими детьми или по вине наших детей, нужно, чтобы родители вернулись к своим детям. Детям необходима любовь родителей, их внимание, понимание, душевное тепло, что возможно только в процессе общения. Ни детский сад, ни школа не сделают этого за родителей, они не имеют такого влияния на детей. Стрессоустойчивость, инициативность, самостоятельность, позитивное отношение к жизни, доброту воспитывает только семья, и только внимательные родители – родители, которые много общаются со своим ребенком, – могут заметить, что у него появились какие-то тревоги и страхи, а значит, появилась проблема, которую любящие родители могут решить без ущерба для здоровья ребенка и окружающих.

Одна мысль про “Наталья Артюшенко: О стрельбе в школе и ошибках родителей”

  1. Думается, что мы все всё более и более погружаемся в так называемые «европейские ценности».
    Догоняем Европу по толерантности, демократизму, либерализму, социализму, педофилизму, гомосексуализму и прочим измам.
    Как то священник попытался блуд назвать грехом, сколько воплей было…
    Мы разваливаем исконные человеческие ценности. Прежде всего СЕМЬЮ. Нам навязывают по СМИ об однополой любви. Либералы-демократы сколько вопят про закон продвинутый президентом о запрете пропаганды однополых браков…
    Вот и имеем то что имеем.
    Государство, Общество должно признать, что в ГОСУДАРСТВЕ должна быть ИДЕОЛОГИЯ. Если это государство-Общество хочет выжить .
    Если есть идеология то должна быть на государственном уровне активная пропаганда принятых в обществе ценностей. Должен быть ЖЕСТКИЙ запрет на пропаганду всего противного и не соответствующего ИДЕОЛОГИИ принятой в обществе.
    Должна быть ЦЕНЗУРА, т.е кто-то должен обществу говорить что есть ГРЕХ и что есть Благодать.
    Иначе погибнем.

Добавить комментарий для Обыватель Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 13 =