Карагодина Алина

Наталья Зубаревич о проблемах и перспективах Томска и Томской области

Карагодина Алина
Карагодина Алина

Недавно в Новосибирске состоялся семинар «Я думаю!», на котором с докладами выступили такие известные российские эксперты как Ирина Ясина, Наталья Зубаревич, Кирилл Кабанов, Евгений Ясин. Воспользовавшись случаем, «ТН» попросили Наталью Зубаревич высказать свое мнение о проблемах и перспективах развития региональной политики вообще и Томской области в частности.

Губернатор с понятными ценностями

Наша справка.

Наталья Зубаревич. Доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ. С 2003 года работает так же директором региональной программы Независимого института социальной политики. Эксперт Программы развития ООН, автор разделов в 12 ежегодных Докладах о развитии человеческого потенциала в России.

Массовые назначения губернаторов (только с начала года 18) — это страх власти перед предстоящими выборами. Но отставка Кресса — другое. Томская область переизбрала бы Кресса — несмотря на 20 лет нахождения у власти уровень доверия к нему достаточно высок. Другое дело, что 20 лет у власти — это, конечно, очень много. К сожалению, в Томской области не произошло внутриэлитной смены, из существующей команды так и не выдвинулся человек, наследующий идеологию и ценности действующей власти. А они у Кресса были очень понятные и симпатичные: концентрация внимания к молодости, образованию, науке и инновационному бизнесу.

Понимание, в какую сторону нужно двигаться, у томских властей было. Желание развивать регион было. А вот финансовых ресурсов для реализации этой политики даже в части развития городской инфраструктуры не было. Налоговая политика «Роснефти» по отношению к региону была несправедливой: прибыль не фиксировалась, вывозилась.

…Лично я выступаю за преемственность в региональной политике. Когда в администрации укоренен некий дух и правильное понимание, за счет чего должен развиваться регион — этот дух важно передать. С приходом абсолютно нового человека может произойти вымывание этого духа. Понадобится время, чтобы заново отстроить систему. При этом важно помнить, что есть ценности внеэкономические. Доверие, например, не является в чистом виде экономической ценностью. Его надо отстраивать. Таким образом, для Томской области я ожидаю периода либо затишья, либо турбулентности.

Выборы или назначение

Общее мнение всех политологов, включая кремлевских, — система назначений губернаторов оказалась неэффективна. Она не выполнила ни функции стабилизации и улучшения управления, ни функции политического контроля над территорией. Это медицинский факт. Мое мнение: процедура назначения перекрывает возможность социальных лифтов внутри территории. Ведь все знают: логики в назначениях губернаторов не было никакой, а вот подковерные битвы были. В результате элита регионов не имела возможности структурироваться, консолидироваться и вырабатывать то направление развития, которое она считала лучшим.

При этом я прекрасно понимаю, что издержки выборов будут высоки: да, Екатеринбург выберет более или менее вменяемого человека, но станица Кущевская выберет понятно кого… Без сомнения, выборы губернаторов дадут более высокий результат во всех регионах с более высокой социальной модернизацией населения: Калининград, Владивосток, Московская область. И они могут дать никакой результат в замечательной Тамбовской области, где очень большие проблемы с социальным и человеческим капиталом. Но сменяемость сама по себе благо.

Про вызовы и риски

Беда Томской области, которая не зависит от губернаторов, — размер Томска. Если бы Томск был ближе к миллиону — развилось бы очень много сервисов, для которых нужна более крупная клиентская база доходного населения. Сегодня многие люди, живя в Томске, недополучают те продвинутые услуги, в которых нуждаются. У них хорошее образование, потихоньку растут доходы, но размер города не позволяет развивать востребованные сервисы. И это беда, с которой не понятно, что делать. Часть людей уезжает в Новосибирск. Часть перекочевывает еще дальше. Велика заграничная миграция, как и во всех городах, где концентрируются мозги. Поэтому каждый год промедления — нарастание рисков.

Недостаточный размер города можно компенсировать либо опережающим ростом доходов, который увеличивает клиентскую базу для новых услуг и влечет улучшение качества городской среды, либо какими-то не экономическими данностями. Например, особой социальной средой, хорошим человеческим климатом. Разнообразие городской среды (Томску его обеспечивают вузы) является конкурентным преимуществом. В Томске молодая, живая среда. И все, что сейчас, с моей точки зрения, нужно городу,  — больше ресурсов и возможностей при вменяемой власти, преемственность климата доверия и понимания.

Но беда в том, что Томск — заложник России. Инновационные виды бизнеса и продукты в стране не востребованы. Вы пупок развяжете и сделаете, а что дальше? Кому это продавать? А чтобы выйти на глобальный рынок, зачастую, не хватает ресурсов.

Про «Томск 3.0»

Я не знаю в подробностях о проекте «Томск 3.0», но мое отношение к Сергею Градировскому глубоко скептическое. Он ни в чем не является базовым профессионалом. Он технолог. Такие люди начитывают сколько-то заграничных книжек, форматируют это в технократические проекты и пытаются продвинуть их, где только можно. Главное правило этих технологов в том, чтобы вложить много умных слов в единицу текста. К таким же примерам неправильного расходования средств я отношу «Стратегию развития Томской области», составленную «Strategy Partners». Ведь всем понятна и специализация региона, и те направления, в которых он может развиваться. Зато презентация была красивая. А Градировский — это еще хуже, это не понимающее реальных возможностей и ресурсов города впаривание не «проросших» идей.

Что делать?

Я бы активно приглашала в Томск глобальные компании. Какие-то альянсы. Или микроисследовательские центры. Сервисные подразделения крупных кампеаний. При современной компьютеризации и интернетизации это возможно. Городу, конечно, надо сильнее открываться миру. Он пытается. Здесь и российско-германский саммит, и инновационные форумы. Но все это — очень официальные каналы. Нужен такой неформальный ресурс, как в Калуге: вице-губернаторы с хорошим западным образованием, которые говорят с представителями зарубежных компаний на одном языке. Они выстраивают контакты, основанные на доверии: «Мы такие же, как вы». Другое дело, что Сибирь не Калуга — высокие транспортные издержки, удаленность от центра, 4 часа лета… Как пробить этот ограничитель — я не понимаю.

Между Томском и Новосибирском сохраняется некая конкуренция. Но здесь, мне кажется, нужны альянсовые проекты, когда используется интеллектуальный, человеческий ресурс двух городов. Конкурируя, надо научиться работать в паре. Пока же горизонтальное взаимодействие российских регионов находится в зачаточном состоянии.

Как было — уже не будет

Сейчас Россия находится на развилке. И она, прежде всего, ментальная. Мы депопулирующая страна. Сегодняшняя сеть населенных пунктов заложена под старую, «осовеченную» историю – она не может сохраняться в условиях рынка. И сегодня нет экономических механизмов для ее сохранения – только бюджетные вливания. Важно понимать, что сжатие неизбежно для Сибири, для центральной России – всего Нечерноземья. Что делать в таких условиях? Во-первых, помочь всем, кто хочет уехать. Во-вторых, создать минимально необходимую экономическую среду для тех, кто хочет остаться (а такие люди всегда будут).

Есть масса способов экономии бюджетных ресурсов, когда школа становится и клубом, и почтой. К тому же западный опыт отработал в течении 100 лет инструменты оптимизации сжимающихся территорий. Но чтобы взять их на вооружение, нужно признать: Советский Союз закончился, и так, как было, уже не будет. Сибирь все больше будет осваиваться так, как осваивается Северная Канада: очень высокая доля вахты, наличие ключевых поселков, которые держат территорию, от которых идут все коммуникации.

При этом важно сразу отказаться от массовых программ по принудительному переселению – это совок. Кампании по переселению – это всегда распил и куча недовольных. Человек сам принимает решение: уезжать или оставаться. Но у государства должны быть инструменты, помогающие ему это решение принять: жилищные ваучеры и т. д. Согласие – это основа, на которой базируются преобразования.

А вопрос китайской границы – это не вопрос укладки штабелями людей вдоль границы, это вопрос живой территории России по нашу сторону границы. А это – растущий и развивающийся каркас, который создается крупными городами, такими как Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, связывающими их полимагистралями нормального качества. Население, естественно, концентрируется вдоль этих зон достижимости. Рецепт развития восточных территорий – это крупные и средние города как ядра и связывающие их магистрали. И этот рецепт достижим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − три =