Науки юношей питают…

И приносят в бюджет региона более 5 млрд рублей

В минувший вторник в ходе расширенного заседания Совета Законодательной думы Томской области вице-губернатор региона по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова рассказала о результатах реализации государственной политики в сфере образования в 2021 году.

Первые из лучших

Как сообщил коллегам и всем собравшимся (а в заседании принимали участие и руководители учебных заведений, и представители администрации) председатель комитета по труду и социальной политике Олег Правдин, сегодня в РФ исполнительная власть ежегодно отдельно отчитывается перед депутатами о работе в сфере образования только в Томской и Ульяновской областях. Всего в десяти регионах действуют различные механизмы работы, но не везде они прописаны достаточно четко.

– Это свидетельствует о том, что вопросы развития системы образования Томской области находятся в зоне интересов исполнительной и законодательной власти нашего региона. Глубоко убежден в том, что только так могут быть решены все поставленные задачи, а их нам предстоит решить еще немало, – подчеркнул Правдин.

Судя по докладу Людмилы Огородовой (а на его четкость и структурированность указывали многие выступавшие), дела в сфере образования, науки, а заодно и демографии идут неплохо. Проблема с детскими садами практически решена, если не считать самых молодежно-ипотечных анклавов (Южные Ворота, Радонежский, Зеленые Горки). Успешно строятся школы. Глава региона Владимир Мазур выступил с инициативой о ремонте 152 школ в течение трех лет начиная с 2024 года (по 50 школ в год), и его поддержал Дмитрий Медведев.

По мнению Огородовой, это очень важная и амбициозная задача для Томской области, потому что большинству заявленных к капремонту школ требуется ПСД, и сейчас власти в оперативном порядке решают этот вопрос.

Как сказала Оксана Козловская, сегодня в регионе главная проблема даже не отсутствие денег, а отсутствие подрядных организаций, которые готовы строить социальные объекты, особенно в сельской местности.

– Более того, это во многом лимитирует привлечение в том числе федеральных денег. Мы говорим, конечно, об отрасли образования, но на самом деле смежные отрасли во многом определяют перспективы развития, – подчеркнула глава регионального парламента.

Заслушав доклад замгубернатора, депутаты перешли к вопросам. Так, Галина Немцева спросила о перспективах развития среднего профессионального образования: не стоит ли создать специальную программу, что позволит более успешно решать и вопросы финансирования. По мнению Людмилы Огородовой, развивать нужно муниципальные образования, ведь, отучившись в городе, молодые люди вряд ли вернутся в село. В данный же момент даже целевики часто проходят практику вдали от места предполагаемого будущего трудоустройства.

Основные средства Минпрос отправляет сейчас именно в село. Точки роста открываются в селах. Спортивные залы ремонтируются в сельских школах. Новые школы в этом году тоже построены в Томском районе. Средства на проектно-сметную документацию выделены для Парабели. В Стрежевом открывается филиал центра медицинской подготовки. В Асине – поступление нового оборудования и ремонт.

Начальник департамента профессионального образования Томской области Юрий Калинюк предложил создать дискуссионную площадку для обсуждения программы развития среднего профессионального образования. Оксана Козловская поддержала это предложение, обратившись к депутатскому корпусу: «Давайте соберем самые разные предложения и подискутируем». Наталья Барышникова поинтересовалась судьбой выпускников, которые остаются за бортом вузов и техникумов. Раньше начальное профессиональное образование частично брало на себя социальную функцию. Как сегодня решается судьба 11-классников, которые остались неохваченными из-за высоких проходных баллов? Ответ – они могут поступать на следующий год или обратиться в центр содействия занятости.

Глас народа

После завершения общения в режиме «вопрос-ответ» спикер предложила дать слово людям «с земли». Первой слово предоставили директору Молчановской средней школы № 1 Наталье Чибизовой. По ее мнению, первый вопрос, который задает молодой специалист: а что с жильем? В большинстве случаев ему предлагают искать аренду самостоятельно, и хорошо еще, если компенсируют часть затрат. Многие проблемы сельской школы можно решить путем строительства бюджетных домов. Людмила Огородова ее горячо поддержала, заявив, что возмущена фактом несправедливого распределения этого жилья по действующему положению – 70 процентов предоставляется медикам и 30 – педагогам.

Владимир Ефремов, директор областного физико-технического лицея, отметил, что ТФТЛ не только поставляет Томской области победы на многочисленных олимпиадах, но и является базовой площадкой по физико-математическому инженерному образованию.

– У нас в течение года повышают квалификацию педагоги, дети участвуют в проектах от «Инженер 0+» до «Школа – гос­предприятие». При этом объекты лицея сданы в эксплуатацию в 1962 году и, конечно, требуют капремонта. В облбюджете преду­смотрены средства на это и (хочу обратить внимание) на модернизацию школьного образования. В рамках программы мы подали заявку и входим в нее в 2023 году. Но федеральная программа предполагает ремонт в рамках определенных 14 видов работ. Тогда как их на сегодня у лицея 39. И, соответственно, тех 125 миллионов, которые обещает федеральная программа, недостаточно. Необходимо рассмотреть возможность диалога с министерством просвещения, что позволит реализовать модель новой инженерной школы не только в физико-техническом лицее, но и в других подобных областных учреждениях.

Светлана Шаболина, директор гимназии № 29, выступавшая от имени общеобразовательных организаций Томска, говорила о необходимости широкого развития способностей детей. Дополнительное образование интегрируется в основное. Ученики очень охотно участвуют в различных конкурсах и нередко побеждают. Но есть конкурсы, которые не предполагают финансовой поддержки. По мнению директора, следует создать резервный фонд Томской области для организаций поездок победителей на межрегиональные и всероссийские конкурсы.

– А почему вы не обращаетесь в думу Томска, там у вас неплохое педагогическое лобби, – поинтересовалась спикер.

– У города меньше финансовых возможностей. Но с городом мы тоже проработаем этот вопрос.

По словам Людмилы Огородовой, уровень закредитованности областного бюджета уже выше, чем города Томска.

– Очень важный вопрос, – считает Оксана Козловская. – У нас есть конкурс Законодательной думы Томской области для молодых ученых и молодых дарований. Это конкурс портфолио. И количество его участников почему-то не увеличивается, хотя там реальные денежные призы. Так что надо проранжировать конкурсы. Например, те, что проходят онлайн. И подготовить предложения. Всех поддержать невозможно.

Депутатское слово. И дело

По мнению председателя постоянной парламентской комиссии по образованию Леонида Глока, основные цели и задачи в докладе Людмилы Огородовой поставлены правильно и осуществляются достаточно успешно. Даже в условиях пандемии. Но есть ложка дегтя в этой бочке меда.

– Не секрет – выпускники педвузов и даже педучилищ неохотно идут в школу. Отсюда – старение кадров. Чрезмерная нагрузка усиливается отчетностью. Отсюда – выгорание. Примеры – 51 час в неделю нагрузка учителя физики, 71 час – учителя биологии. Причина – система оплаты по подушевому принципу. Невозможно выполнить поставленные перед отраслью задачи без решения этой проблемы. Между тем она лежит за границами сферы образования…

* * *

Депутаты-ректоры – Виктор Власов (ТГАСУ) и Виктор Рулевский (ТУСУР) – высоко оценили отчет. Но говорили и о проблемах. В частности о «войне» за абитуриентов между вузами и техникумами. О слабом преподавании физики. Об актуальности импортозамещения. Но оптимистичную точку поставил ректор ТУСУРа. На днях два томских университета – ТУСУР и ТГУ – вошли в число 15 (из 700 претендентов) опорных вузов ракетно-космической отрасли. А это означает отдельные гранты и восемь лет поддержки от Роскосмоса.

Автор: Марина Грек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =