Нажми на кнопку – получишь результат

Фото как компромат на электросамокатчика

Лето – пора детского отдыха. А значит, это несущиеся во весь опор велосипедисты, самокатчики, постоянно попадающие в аварии, в которых часто страдают дети. В Томской области в 2024 году уровень аварийности с участием несовершеннолетних по сравнению с этим же периодом прошлого года увеличился почти вдвое. Что сделать, чтобы уменьшить эту цифру? Этот и другие актуальные вопросы «ТН» решила задать старшему инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения Управления ГАИ УМВД России по Томской области капитану полиции Нине Костыговой.

Берегите детей-­пассажиров!

– Нина Александровна, уровень детского травматизма с начала года серьезно вырос. Как выглядит статистика?

– Мы ведем строгий учёт всех ДТП, в том числе и тех, в которых пострадали дети или подростки. С начала 2024 года у нас зарегистрировано 37 ДТП с участием несовершеннолетних. Для сравнения, в прошлом году таких ДТП с участием несовершеннолетних было 19. Настораживают и другие цифры. В этом году на дорогах уже травмировано 39 детей! В прошлом году за этот же период травмированных зарегистрировано было 19. Больше всего травм, вопреки установившемуся мнению, получили не юные пешеходы или дети – велосипедисты, самокатчики, а дети-пассажиры. Причем эта закономерность характерна не только для Томской области, но и для всей страны. И здесь важно подчеркнуть, что виноваты в этом именно взрослые. Мы, например, уже не один год доказываем водителям необходимость применения детских удерживающих устройств в автомобиле. Контролируем этот элемент безопасности в ходе рейдов. И все равно попадаются томичи, которые считают, что с их ребенком в машине ничего не может случиться. А значит, и разоряться на покупки удерживающих устройств не стоит. Что, конечно же, не так.

Мой знакомый травматолог часто повторяет, что место в машине для ребенка должно быть подготовлено. Если в травматологию привозят ребенка после аварии, во время которой он находился в автомобиле в детском кресле, то дело почти никогда не заканчивается его гибелью. Да, могут быть травмы, и даже тяжелые. Но не более того. А если ребенок попадает в серьезную аварию, не находясь в детском кресле, фатальный исход почти неизбежен. Пусть эти слова будут каждодневным напоминанием тем, кто экономит на детской безопасности.

СИМ-СИМ, «откройся»

– Недавно в Томске мужчина-­водитель самоката врезался в юного велосипедиста, который сейчас в реанимации. Ситуация, если говорить о стране, не такая уж и редкая. СИМы (средства индивидуальной мобильности) стали в последнее время серьезной проблемой. Ведь многие «наездники», управляя такими аппаратами, понятия не имеют о том, как они должны использоваться. Что говорят об этом ПДД?

– Напомню, что с 1 марта прошлого года в Правилах дорожного движения внедрено понятие «средство индивидуальной мобильности», к которым и относятся электросамокаты, моноколеса и другие транспортные средства, имеющие электропривод и хотя бы одно колесо или ролик. Еще раз «открываем» сущность СИМ. Они полноценные транспортные средства, пользователи которых должны знать и соблюдать ПДД. Кататься на СИМах разрешается в любом возрасте. Водительское удостоверение не требуется. Но только если мощность электромотора такого СИМа не превышает 250 Вт. Как правило, к таким относятся все прокатные электросамокаты. Если мощность СИМа больше 250 ВТ, то у его водителя должно быть водительское удостоверение, в котором как минимум необходима отметка – категория «М». Кстати, упомянутое ДТП, в котором пострадал пятилетний мальчик, произошло по вине мужчины на электросамокате, мощность электродвигателя которого оказалась гораздо больше 250 Вт. Этот аппарат вообще не должен был находиться на тротуаре, где все произошло. Он обязан был передвигаться по краю проезжей части.

Передвижение самокатчиков контролируется сотрудниками ГАИ, которым можно пожаловаться, если водитель самоката вытворяет что-то нехорошее. За нарушение правил пользования СИМ предусмотрен штраф – от 800 до 1500 руб­лей.

По переходу – пешком

– Кстати, о контроле. Несколько каршеринговых контор недавно создали всероссийский чат-бот в одном из телеграм-­каналов под названием «Самокаты: общественный контроль». В нём можно пожаловаться на нерадивого самокатчика, если тот «шалит» на дороге. Что вам про это известно?

– Сразу подчеркну, это инициатива «прокатчиков» к ГАИ никакого отношения не имеет. Пока информации у нас мало. Но кое-какие выводы сделать можно. Действительно, каждый зарегистрировавшийся в этом чат-боте имеет возможность пожаловаться на лихого наездника, приложив видео или фото нарушителя на прокатном электросамокате. И отвертеться нарушителю не получится. Он может быть наказан прокатной компанией финансово. Дело в том, что, активируя электросамокат, пользователь ставит галочки в специальных правилах пользования, которые предлагает прокатная компания, тем самым соглашаясь с их условиями. Такие правила высвечиваются на электронной панели СИМа. Если галочки не поставить, электросамокат просто не поедет. А условия эти таковы. Например, указано, что вам должно быть не менее 18 лет. Кстати, складывается непростая ситуация: ПДД в принципе разрешают кататься на электросамокатах с любого возраста. А внутренние правила прокатчиков – только с 18.

Также в правилах говорится о том, что это транспортное средство предназначено для одного участника движения. Есть там и пункт о запрете управления СИМ в состоянии алкогольного опьянения. В дальнейшем в случае разбирательств этот документ с галочками можно предъявить в суде. И исход дела точно будет не в пользу нарушителя. Ведь он согласился с условиями прокатной компании и не выполнил их.

– Родители малолетних часто спрашивают, входят ли в категорию СИМ обычные детские самокаты? Можно ли ездить на электросамокате вдвоем?

– Обычные детские самокаты, использующие для движения не электропривод, а мускульную силу ног, в категорию СИМ не входят. Есть и еще один важный нюанс: каждый СИМ рассчитан на эксплуатацию одним пользователем. Большинство о данном ограничении не знают. Посмотрите, сколько томичей катается на электросамокатах вдвоем. Это тоже нарушение, как и передвижение на СИМе по пешеходному переходу. В соответствии с ПДД, в этой ситуации нужно спешиться. Вообще, несмотря на кажущийся несерьезный вид: маленькие колеса, минимальные органы управления, СИМ – вполне серьезное транспортное средство, управляя которым необходимо хотя бы на минимальном уровне знать правила дорожного движения. Это нужно учесть в первую очередь родителям, покупающим своим чадам новомодные электрические «игрушки», обладающие серьезными техническими характеристиками. Общеизвестно, что электромотор максимум крутящего момента набирает практически сразу. Для многих такая резвость оказывается неожиданной.

Светящийся «космонавт»

– Часто на Богашевском тракте вечером можно встретить «космонавта» на моноколесе. Его светящийся жилет на фоне самого практически невидимого колеса в темноте создает жуткое впечатление, будто человек «телепортируется» по воздуху. Видя это, иной раз хочется перекреститься. Вообще, такие и им подобные «пепелацы» могут находиться на загородной трассе?

– Да, могут. Причем им разрешено выезжать на правый край проезжей части, если нет тротуара. Примечательно, что люди на моноколесах, в отличие от тех же самокатчиков, почти профессионалы. Они всегда в шлеме, в соответствующей экипировке, делающей их максимально заметными. Опасаться их не стоит. Это наше наступившее будущее. Я уже не раз повторяла, учитывая современное развитие техники, иногда сотрудникам ДПС попадается на дороге такое, что как-то идентифицировать подобное транспортное средство очень сложно. Например, в марте в Тимирязево произошло ДТП, в котором пострадали два ребенка, управляющие электроснегокатом, у которого между двух задних лыж было смонтировано ведущее колесо, приводимое в движение 500-ваттным электродвигателем. К какой категории отнести сие изобретение? Куда такая мощность детям? Беседа с матерью ребят, которая и приобрела им это чудо, показала, что она не считала его чем-то серьезным. «Да ладно вам! Это колесо еле крутится», – говорит она. А между тем дети и автомобиль, в который они въехали, оказавшись на встречной полосе, пострадали.

– Какие месяцы наиболее опасны с точки зрения детского дорожного травматизма?

– Конечно, это лето! Особенно июль. Пришкольные детские площадки, стадионы, на которых дети и подростки находятся под присмотром взрослых, в основном в июне заканчивают свою работу. И молодые люди предоставлены сами себе. Часто собираются во дворах, возле торговых центров, расслабляются, теряют контроль над дорожной ситуацией. Но опасно не только лето. Недавно мы проводили статистическое исследование за последние пять лет и пришли к выводам, над которыми следует задуматься. В этом году скачок детского травматизма пришелся на май – 11 происшествий. В другие годы к этому месяцу прибавился еще и октябрь. Впрочем, какую-то закономерность выявить здесь очень сложно. Факторов слишком много. Но в любом случае я призываю родителей следить за своими детьми. Хотя бы частично знакомить их с ПДД, не пренебрегать элементарными правилами безопасности. Особое внимание взрослых обращаю на обеспечение своих детей световозвращающими элементами. Сделайте так, чтобы детей в темное время было видно! В городе эта норма пока носит рекомендательный характер, но за городом, вне населенного пункта такие элементы на одежде пешеходов обязательны. За ее нарушение предусмотрен административный штраф – 500 руб­лей.

Автор: Андрей Суров
Фото: пресс-­служба ГАИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + девятнадцать =