Не забывать своей истории

Почему важно помнить о корнях и кому нужна горькая правда

Томск посетил советник Президента Российской Федерации, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. Он встретился с членами Общественной палаты Томской области и принял участие в церемонии открытия постоянной экспозиции мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД».

Во время встречи с членами Общественной палаты были затронуты такие темы, как военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, права мобилизованных и их семей, обеспечение прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также проблемы деятельности общественных наблюдательных комиссий и ресоциализации освобожденных от наказания.

Модератором дискуссии выступил заместитель губернатора Томской области Анатолий Рожков.

Куда канули Симонов с Твардовским?

Живое обсуждение вызвала тема военно-патриотического воспитания молодого поколения, которая оказалась близка всем присутствующим. Короткое, но очень емкое сообщение по этой проблематике сделал заместитель директора Томского областного краеведческого музея доктор исторических наук Валерий Уйманов. Он акцентировал внимание на наиболее важных аспектах, которые волнуют и профессиональное сообщество, и гражданское общество в целом. Прежде всего обеспокоенность вызывает уровень исторического образования и военно-патриотического воспитания. По мнению Валерия Уйманова, они «крепко хромают». Например, в школьной программе практически отсутствует советский период нашей истории. На тему Великой Отечественной войны отводится всего пять часов. За это время трудно раскрыть суть и значение величайшего события в освобождении нашей страны от фашизма. Не мудрено, что многие школьники не знают героев Великой Отечественной войны, не ориентируются в ключевых военных сражениях.

Глубокое возмущение вызывает тот факт, что в школьных библиотеках и даже в некоторых районных нет книг советских авторов о Великой Отечественной войне. Здесь не найти произведений Константина Симонова, Александра Твардовского, Бориса Васильева, других писателей и поэтов, рассказывающих о подвиге советского народа. Валерий Уйманов предполагает, что они могли быть изъяты по чьей-то команде, хотя участники встречи признали, что это спорное утверждение.

Увы, многих важных исторических событий Великой Отечественной войны, наших героев не знают не только школьники, но и учителя, студенты. Уровень подготовки преподавателей истории вызывает особую тревогу. Как и обучение самому предмету «история». На непрофильных факультетах в вузах ему отводится всего один семестр на первом курсе, и то на изучение дореволюционного периода. К окончанию учебного заведения полученные знания попросту выветриваются, хотя за это время появляется много новых исторических событий. Нет пока полной ясности, как будет использован предложенный 144-часовой дополнительный курс по истории в вузах и кто для него будет готовить новый преподавательский состав.

Еще одна проблема – учебники по истории. Несмотря на то что президент РФ не раз поднимал вопрос о необходимости одного учебника для старших классов, преподавание ведется по пяти учебникам.

Память на задворках

Упущение состоит не только в том, что школьники, студенты и значительная часть населения не знают азов древней истории нашей страны, ее современного периода, но и не особо интересуются историей родного края, малой родины. Краеведческая работа практически не ведется.

Валерий Фадеев заинтересовался информацией об отсутствии в библиотеках книг советских писателей о Великой Отечественной войне. Он предложил томичам подготовить более обоснованную справку, подтвержденную фактами, чтобы этот вопрос, подкрепленный точными сведениями, вынести на обсуждение на федеральный уровень. Но заместитель губернатора Анатолий Рожков вышел со встречным предложением – сначала провести форум на региональном уровне, а затем выходить на федеральный. С этим согласились все.

Работа над ошибками

Не меньший интерес участники встречи проявили к теме прав мобилизованных и их семей. Судя по конкретной обстановке в Томске, как доложила уполномоченный по правам человека в Томской области Елена Карташова, она складывалась так. Первые две недели было много обращений членов семей о порядке получения льгот, компенсаций. Но, благодаря тому что к правовым консультациям подключились органы соцзащиты, аппарат уполномоченного по правам человека и другие государственные организации, эту проблему удалось быстро снять.

Сейчас наметилась другая группа обращений – предоставление отсрочки по разным основаниям и не везде надлежащий медосмотр мобилизованных. Также многих волнует положение мобилизованных в местах дислокации. Было подтверждено, что работа по этим обращениям ведется.

Комментируя эту тему, Валерий Фадеев отметил, что остается незакрытым вопрос предоставления брони. Он отметил, что с начала мобилизации, на его взгляд, необоснованно предоставлялась бронь всем айтишникам. Однако решение этого вопроса требует более тонкого подхода. Бронь необходимо предоставлять тем, от кого зависит нормальное функционирование предприятия и без кого нельзя обойтись. То есть ориентироваться следует на рациональный подход. Председатель Общественной палаты Томской области Владимир Уткин «подкорректировал» это предложение. Он заметил, что если этот вопрос решать не по профилю, а по нужности, то тогда необходимы комиссионные решения, понятные людям. Иначе появляется почва для коррупции.

Отметив, что в целом удалось преодолеть тот хаос, который возник в начале мобилизации из-за того, что система военкоматов оказалась не готова к тем задачам, которые были поставлены перед ней, глава СПЧ признал, что проблемы остаются. Не удается, например, пока отладить работу медкомиссий. Бывает, что призываются тяжелобольные, которые потом возвращаются.

– Речь не идет о том, чтобы проводить полное обследование каждого, но хотя бы прочитать историю болезни можно? – выразил свое мнение Валерий Фадеев.

Он также признал, что министерство обороны пока не может обеспечить обмундированием всех мобилизованных одинаково. Поэтому подключаются регионы, но уровень их финансовой помощи, выделяемой на экипировку, неодинаков. Одно дело – Ханты-Мансийск, где бюджетная наполняемость приближается к столичной, и совсем другое – Тыва с более скромными доходами. Глава СПЧ предложил взять за основу расходы на обмундирование как в Ханты-Мансийске, а разницу доплачивать из федерального бюджета.

И особо осудил советник президента тех производителей и продавцов экипировки для военнообязанных, которые в связи с дефицитом взвинтили цены, назвав их корыстные интересы «публичным мародерством». Он предложил подвергать их общественному осуждению.

Но как бы на местах ни заботились о своих мобилизованных, самым важным в регионах, по мнению главы СПЧ, является поддержка их семей. Вице-губернатор Анатолий Рожков заверил, что в Томской области для этого делается все возможное. На выходе изготовление паспортов мобилизованных семей, в которых будет содержаться полная информация о том, куда и за чем можно обраться.

Кто подбирает бывших сидельцев?

Председатель Общественной палаты Владимир Уткин выступил по вопросу ресоциализации освобожденных от наказания. Он отметил ведомственную несогласованность, когда вместо четкого закона о социальной помощи освобожденным из мест заключения инициируются невнятные, наукообразные документы, непригодные для исполнения. В то же время налицо теневая ресоциализация, которая является частью теневой экономики – это когда людей, освобождающихся из мест заключения, под видом оказания помощи подбирают сомнительные структуры, превращая их в подчиненную и бесправную рабочую силу. Разговор ведется давно, но воз и ныне там. А проблема, по мнению Владимира Уткина, должна решаться на государственном уровне. С чем согласился и глава СПЧ.

Валерий Фадеев ответил на ряд других вопросов и поддержал предложение члена областной Общественной палаты, председателя Томского областного отделения Союза журналистов России, главного редактора газеты «Томские новости» Веры Долженковой о воссоздании Комитета солдатских матерей, который когда-то был активной и эффективной боевой структурой в регионе, но потом был распущен и даже исключен из реестра Минюста. По мнению автора предложения, он мог бы оказать большую помощь органам власти и общественным организациям в решении вопросов, связанных с самочувствием томичей в действующей армии, с соблюдением прав мобилизованных, с патриотическим воспитанием молодежи.

Обновленный музей

Вечером того же дня Валерий Фадеев принял участие в церемонии открытия постоянной экспозиции мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД». Масштабная модернизация этого музея проведена в рамках реализации концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвержденной распоряжением правительства. Серьезную поддержку в модернизации музея оказали Музей истории ГУЛАГа, Фонд памяти и Томский областной краеведческий музей.

– В истории России было много подвигов и свершений, но были и тяжелые времена – преступления, трагедии. Их нельзя забывать. Сила народа в том, чтобы помнить о них. Рассказывать о них – это не подрывать веру в народ, а делать его сильнее. Здесь нужен мудрый подход, – заключил глава СПЧ.

Автор: Нина Губская
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =