Неожиданные повороты в жизни самого известного томского хореографа

_MG_2204

Ее называют мамой всех сибирских хорео­графов. А она в ответ только рукой машет: «Это всего лишь прозвище, не более. Журналисты когда-то постарались». В словах Валентины Петриевой, заслуженного работника культуры РФ, профессора кафедры хореографии факультета культуры и искусств ТГПУ, нет ровным счетом никакого кокетства – ни женского, ни профессионального. Она всегда заточена на работу и на ее достойный результат.

Недавно Валентина Ивановна отметила свой юбилей. Разумеется, бенефисом, как и полагается творческому человеку. Накануне концерта, который прошел в ДНТ «Авангард», виновница торжества сказала организаторам, что будет весь вечер просто зрителем: «Сцена – это моя работа, а зрительный зал – возможность оценить результаты». На празднике Валентины Ивановны главными героями стали юные танцоры – птенцы хореографов, которые когда-то учились педагогическим и танцевальным премудростям у Петриевой. Все коллективы – участники концерта как на подбор – победители престижных всероссийских и международных фестивалей.

_MG_1663

Первая в Сибири

Ответ Валентины Ивановны на вопрос о том, с какими чувствами она встречает свой юбилей, удивил: «Да уж радости точно мало – все-таки 70 лет стукнуло. Время подводить итоги». Несвойственная женщинам откровенность. Заметив нашу с фотографом реакцию, улыбнулась:

– А какой смысл скрывать свой возраст? К тому же я человек энергичный, эмоциональный, общительный. Унывать не приходится.

Валентина Ивановна всегда была такой: смелой, прямой и по-хорошему отчаянной. Возможно, именно поэтому в свое время приняла приглашение директора Томского культурно-просветительского училища. И не побоялась стать первопроходцем: она открыла отделение хореографии, которое возглавляла 20 лет. За эти годы Петриева воспитала не одно поколение балетмейстеров. Сегодня ее ученики, количество которых переваливает за пять сотен, работают во всех районах области и далеко за пределами региона. Отсюда и родился эпитет – мама сибирских хореографов. Сама Валентина Ивановна, рассказывая о том периоде своей жизни, избегает пафоса и возможности получить комплименты:

– Никаких особенных трудностей я не припомню. Мы тогда были молоды, полны энергии и решимости. Неизвестность и новизна ощущений будоражили. И, конечно, вдохновляла возможность свободы творчества, которой отличался город. У меня был вариант остаться на кафедре хорео­графии Челябинского института культуры, который окончила с отличием. Но я выбрала Томск.

Танцы с Булдаковым

Май. Стадион «Труд». Палящее солнце над головой. Две сотни танцоров, которых нужно организовать в яркий запоминающийся номер. И она, которая без труда и микрофона зажигает стадион.

В прошлом году Томск принимал Федеральный Сабантуй. Масштабное театрализованное представление, которое развернулось на футбольном поле и дало старт грандиозному празднику, напряженно репетировалось в течение двух дней. Валентина Ивановна признается: она не любит работать с микрофоном – ей нужно, чтобы руки были свободными. Темпераментность, которая прорывается в привычке много и эмоционально жестикулировать, – яркая черта Петриевой. Валентина Ивановна признается: ей проще показать танцору, что и как нужно сделать, чем объяснять на словах. Так что все два дня подготовки к мероприятию федерального значения она провела, в прямом смысле слова, бегая по стадиону. И никаких жалоб на усталость. Мало того, она еще и других своей энергией заряжала.

Пропагандируя искусство танца, Валентина Ивановна работала со многими заводскими, профсоюзными, клубными организациями, почти со всеми вузами и уж точно на всех площадках города и области. А без выступления ее «Театра танца» не обходится ни одно значимое культурное мероприятие. Созданный Валентиной Ивановной коллектив может удивить танцами всех мастей: народными, классическими, эстрадными, танцами народов мира.

Забавные и казусные истории, которые накопились за годы ее творческой деятельности, балетмейстер рассказывает с юмором и с удовольствием. В числе таких сотрудничество с театром драмы, где в те годы работал молодой Алексей Булдаков. Именно на нем она показывала артистам танцевальные па. Выполняя одно из них, актер чуть не упал.

– Сегодня я горжусь, что такой знаменитый актер когда-то отдавил мне ногу, – улыбается Валентина Ивановна.

В работе хореограф придерживается двух золотых правил: когда работаешь с детьми – не навреди, когда занимаешься со студентами – доходчиво объясни задачу и мотивируй на творческий поиск. В ход идут разные методы и индивидуальный подход: кому-то нужно помочь, кому-то дать свободу действий, кого-то, напротив, ограничивать.

– В чем не откажешь Валентине Ивановне, так это в человеческой чуткости и проницательности. Она всегда умела найти нужные слова, чтобы увлечь и повести за собой. Иногда мне кажется, что Валентина Ивановна понимала нас лучше, чем мы сами себя, – делится Ирина Саввиди, ее выпускница и преподаватель хореографической студии «Фуэ­те» Дворца творчества детей и молодежи.

Сны хореографа

– Главное, чему научила нас Валентина Ивановна, – стремление быть профессионалами своего дела, – рассказывает еще одна ученица Петриевой, руководитель образцового коллектива хореографической школы-студии «Овация» Татьяна Коровина. – Она задавала высокую планку, и мы стремились ей соответствовать. Попасть в ансамбль Валентины Ивановны было очень почетно – значит, она тебя оценила.

Требовательность Петриевой во всем, что касается профессии, ее принципиальная черта. Но она и с себя тоже спрашивает по гамбургскому счету. Выпускницы колледжа с улыбкой вспоминают, как Валентина Ивановна ругала их, когда они покупали в столовой пирожки. А ей и самой по ночам снилась сметана. Она дважды радикально худела, когда это было нужно: один раз на 17 кг, другой – на 25.

– Держать себя в форме хореографу необходимо, иначе трудно работать. У нас ведь не дискотека, где подвигался немного и можно отдохнуть. Это физический труд и борьба с собой, потому что у кого-то выворотности стопы нет, у кого-то шаг «хромает», кому-то гибкости не хватает, – поясняет Валентина Ивановна. – Есть хорошее выражение: «Между мечтой и результатами посредником является дисциплина». Если ты хочешь реализоваться в профессии, будь добр ей соответствовать. И всегда держи себя не только в хорошей физической форме, но и в жизненном тонусе. У нас в институте была педагог, которая всегда ходила с прямой спиной и гордо поднятой головой, что бы ни происходило. Я всю жизнь держу равнение на нее.

От трактора – к балетному станку

Чтобы поставить танцевальный номер, нужны желание, организованность и лидерские качества. А вот тем па, которые придумывает и вытворяет судьба, позавидует даже самый богатый на выдумку режиссер. Так и в жизни Валентины Ивановны: хореографический станок пришел на смену станку заводскому. Свои юные годы она провела на Челябинском тракторном заводе, занималась выпуском деталей для военных машин. Такие уж повороты судьбы. Валя и одиннадцати классов не окончила. Не потому, что плохо училась, напротив, была отличницей. Но семья была сильно стеснена в средствах, и Валечкина стипендия могла стать хоть каким-то подспорьем. Бабушка нашла для девочки техникум и специальность техника-электрика: «Работать будет легко, нужно только кнопочки нажимать на пульте».

Сегодня Валентина Ивановна со смехом вспоминает свой первый экзамен. Творческая жилка билась уже тогда – днем она постигала азы мастерства электротехника, а вечерами пропадала на репетициях коллектива «Уральские самоцветы», который много и часто гастролировал. Вернувшись однажды с такой вот поездки, попала на экзамен как с корабля на бал, не успев толком подготовиться.

– Сколько лет прошло, а по техникуму до сих пор гуляет анекдот, как на вопрос о том, где ток проходит быстрее – по металлу или по дереву, я с умным видом и серьезным выражением лица ответила: «По дереву, конечно».

А потом были годы уже серьезной, осмысленной и ответственной работы на заводе. Параллельно Валентина Ивановна вела танцевальный коллектив. Пока не поняла окончательно: ее призвание – хореография.

– Главное – вовремя остановиться и понять, чего ты хочешь на самом деле, – говорит Валентина Петриева, оглядываясь на пройденный путь. – И никогда ни о чем не жалеть. Все, что было, – ценный опыт. Это когда ты делаешь танки на заводе, нельзя допустить промаха. А жизнь человека всегда строится методом проб и ошибок. Шаг вперед – шаг назад, шаг вперед – шаг назад… Все как в танце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.