Непокоренные: «Самое страшное – неизвестность»

В роковом 1941-м Кате Будзяновской исполнилось 17 лет. С матерью и братом жили они в Тульской области. До Москвы меньше200 километров. В начале войны именно эти края приняли на себя основной удар врага. Уже в августе 1941-го немцы появились и в Катиной деревне: отбирали провиант, любую понравившуюся вещь, стреляли кур и свиней. Правда, жителей не трогали – не знавшие еще серьезных поражений, немцы были расслаблены, считали себя освободителями. Спустя пару месяцев, когда части Красной армии отбросили их от Москвы и погнали дальше, фашисты уже не церемонились: сжигали целые деревни, угоняли в плен молодежь.

На всю жизнь запомнила Екатерина 19 декабря 1941 года, когда их маленькая деревня стала местом ожесточенного боя. От фугасов легко вспыхивали крытые соломой крыши деревенских домов, огонь никто не тушил – женщины и дети прятались в погребах. Сидели и ждали, томясь неизвестностью: что встретит их наверху, когда стихнет канонада? Первой на разведку отправилась Катя, и не смогла сдержать радостных слез, увидев на улице наших солдат. Все бросились их угощать нехитрыми деревенскими яствами: вареной картошкой, домашним хлебом…

Летом 1942 года Катю отправили в Сибирь, где эвакуированные заводы остро нуждались в рабочих руках. Почти два месяца добиралась она до Томска. Ее направили на обучение в ФЗУ, осваивать профессию слесаря. В отличие от многих учениц, Катя уже имела за плечами семилетку, поэтому после окончания учебы девушку оставили при ФЗУ: став помощником мастера, обучала других. Влюбился в нее один из мастеров, уговаривал выйти замуж. Но Катя отказывалась: душа была неспокойна за маму и брата, оставшихся под Тулой. Два года не было от них никаких вестей. Лишь в августе 1944-го военкомат, наконец, выдал Кате разрешение съездить на родину, и в тот же день Екатерина и ее жених зарегистрировали брак. Родные оказались живы-здоровы. Можно было строить новую жизнь!

Вскоре родилась дочь. После войны Екатерина Ивановна трудилась на конфетной фабрике, долгие годы проработала в ОРСе Парабельского леспромхоза. На заслуженный отдых ушла лишь в 2003-м, перешагнув 70-летний рубеж. Не понаслышке зная, что такое голод, холод, непосильный труд, все же самым тяжелым испытанием своей военной юности Екатерина Ивановна считает неизвестность, отсутствие вестей от родных.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 15 =