Нежелательное соседство. Как инстинкт собственника совпал с коллективным эгоизмом и обострил городские проблемы

Булгаковская мысль, что все мы – люди как люди, но всех нас испортил квартирный вопрос, весьма применима к ситуации противостояния между жителями микрорайонов индивидуальной застройки на улицах Д. Бедного и Ивановского, Зеленые Горки, Наука, а также прилегающих поселков Родионово, Заварзино, Росинка и застройщиком нового микрорайона Супервосток Томской домостроительной компанией. Под раздачу попала и мэрия Томска.
Многие владельцы частных домов высказываются против того, чтобы застройщик начинал здесь высотное строительство. Свой протест жители выразили сначала на митинге, который состоялся в апреле, а спустя почти месяц провели еще один – на той самой наиболее обиженной улице Демьяна Бедного.
Мероприятие должно было приобрести весомый масштаб, судя по прибытию лиц в галстуках и костюмах. Свое присутствие обозначили заммэра по строительству и архитектуре Алексей Макаров и нынешний руководитель профильного департамента Сергей Чиков, депутаты, включая спикера городской думы Чингиса Акатаева, другие официальные лица.
Выступить пожелали многие. Как часто случается на массовых сборах, эмоции захлестывали. Каждый пытался привести свои аргументы. Люди делились своим возмущением еще до начала митинга. Из наиболее экзотических недовольств – «вышел по-домашнему во двор, а на тебя глазеют с 17-го этажа напротив. Никакой приватности». Из той же серии – «высотные дома планируется поставить через дорогу, всего на расстоянии 80 метров, и мы окажемся в каменном мешке». Но были аргументы и убедительней.

Каждый – в свою пользу

С чего вообще возник этот конфликт, ответственность за разрешение которого граждане возложили на городскую власть, требуя от нее воздействовать на домостроительную компанию и установить мораторий на строительство?
Жители считают, что разрешение на застройку микрорайона Супервосток Томской домостроительной компании выдано незаконно, мол, допущены нарушения при принятии городской думой решения об изменении зонирования этого участка и без проведения общественных слушаний с участием жителей близлежащих микрорайонов. «Мы об этом ничего не знали», – заявляют они. При этом ссылаются на документы, которые трактуют в свою пользу. По версии инициативной группы, это были земли сельхозназначения, которые вообще не подлежат переводу в земли, предназначенные для многоэтажной застройки. В лучшем случае – для малоэтажной. Кроме того, прежде чем вопрос рассматривался на думе, застройщик представил проект планировки, который тогдашний мэр отклонил и отправил на доработку. Тем не менее дума приняла решение об изменении зонирования. А для соблюдения законности были проведены общественные слушания в обход заинтересованных жителей.
Как пояснил заместитель мэра Томска Алексей Макаров, реальная ситуация выглядит так.
ТДСК приобрела участок земли у частной организации «Диалог». Эта она обратилась в 2014 году в городские органы власти с заявлением о смене зонирования. Это не были земли сельхозназначения. Комиссия, готовившая вопрос, представила обоснования, и законных поводов отказать в переводе земель в зону для жилищного строительства не было.
– Что касается разработанного проекта планировки, который был отклонен мэром, то, согласно Градостроительному кодексу и другим нормативным документам, он не является обязательным для предоставления при принятии решения о смене зонировании, – уточнил Алексей Макаров.
Он также пояснил, что при проведении слушаний были соблюдены необходимые формальности. Опубликовано объявление в официальных СМИ, и, кто хотел, тот пришел.
– ТДСК является законным собственником, и оснований для отказа выдачи разрешений на строительство у администрации города нет, – заключил заммэра. – В этой ситуации мы должны действовать только по закону. Все иное – превышение должностных полномочий, нарушение Уголовного кодекса.

Свои интересы – прежде всего

Скорее всего, такой вердикт участникам митинга не понравился. Людей можно понять. Многие приобрели свои участки на аукционе, чтобы осуществить давнюю мечту – построить свой «дом счастья». И вот она осуществилась – у кого коттедж, у кого просто добротное строение на окраине города, в тихом месте. Живут себе люди, живут, мечтают, что будет у них парк, вон уже как ели вымахали… И вдруг – появляются трактора, начинают утюжить землю, урчат с раннего утра до позднего вечера, и выясняется, что вместо парка в соседях тут будут 10–17-этажные высотки, и три из них появятся уже совсем скоро.
И как тут не разделить праведный гнев обладателей «домов счастья», их желание убежать от муравейников, или, как сказал один из участников митинга, человейников, не понять их настойчивое стремление «запретить», «отменить», «исключить» нежелательное соседство? Если только не принять во внимание другое обстоятельство – более 11 тыс. томичей живет сейчас в ветхих и аварийных домах (таковых на сегодняшний день 621) и ждут не дождутся, когда их переселят в нормальные квартиры. Плюс молодые семьи, которые мечтают о своей, пусть даже и небольшой, квартирке, да и уже немолодые семьи, которые тоже мечтают: кто-то – разъехаться с родителями или взрослыми детьми, кто-то – просто расширить свои квадратные метры. А все помнят экономическую истину – если чего-то мало, оно стоит дорого. Из-за нехватки жилья на рынке цены на него в Томске почти столичные… Так, строиться городу надо, и «классовое» сосуществование неизбежно, коллективному эгоизму индивидуальных собственников придется потесниться.

Как избежать коллапса?

Значит ли это, что, улучшая условия одних, надо ухудшать их для других? Тех, кто своим трудом, не обременяя власть, решил свой жилищный вопрос, а теперь столкнулся с массой других проблем? Каких? Именно о них совершенно справедливо говорили участники митинга.
– Главная проблема – транспортный коллапс, – считает Сергей Смоляков, член совета одного из близлежащих домов. – Сейчас тем, кто живет в Зеленых Горках, Науке, невозможно утром проехать, люди стоят в пробках по полтора часа. Час добираешься туда, час обратно. Сейчас построят Супервосток, добавится несколько тысяч жителей. Значит, в пробках будем стоять два часа.
На эту же проблему обратили внимание и представители совета микрорайона Наука.
Хотя, по мнению мэрии, именно этому микрорайону с учетом проживающего населения была оказана наибольшая помощь в развитии социальной инфраструктуры.
Алексей Макаров признал, что транспортная доступность – наиболее животрепещущий вопрос. И он требует комплексного подхода. Необходимо провести реконструкцию улиц Ивановского и Д. Бедного. Эту проблему только силами городской администрации не решить, поэтому направлена заявка в областную администрацию о выделении 200 млн рублей на проектирование развязки с дальнейшей возможностью привлечения федеральных средств по программе «Стимул». Ответа пока нет, но не исключено, что эта встреча с жителями подтолкнет областные власти к принятию решения.
– Вы нам помогаете уже тем, что собрались и поднимаете эти вопросы, – сказал Алексей Макаров.
Более оперативно можно пересмотреть схему транспортных потоков на улицах Клюева, Энтузиастов. Для этого при мэрии создается рабочая группа, в которую войдут специалисты ТГАСУ, ГИБДД и куда Алексей Макаров пригласил и представителей общественности. Они же могут сказать свое веское слово и при обсуждении нового Генплана Томска, который заказан, и формирование которого будет вестись с учетом изменившейся транспортной инфраструктуры всего города.

Работа над ошибками

Это же касается и таких социальных объектов, как школа, детские сады, медучреждения, нагрузка на которые уже значительная, а после застройки нового микрорайона возрастет, о чем говорили собравшиеся. И если власть не вправе отменить разрешение на строительство, то может ли она повлиять на застройщика, чтобы он учел те инфраструктурные изменения, на которые обратили внимание собравшиеся?
– Мы обсуждаем с застройщиком эти вопросы, – пояснил Алексей Макаров, – в том числе по предоставлению проекта планировки не только на три строящихся дома, но и на весь микрорайон.
К ТДСК у жителей и мэрии есть и другие вопросы. Несмотря на заверение, что Супервосток – это действительно супер, с усовершенствованной серией домов, где на первых этажах будут размещены магазины, офисы, помещения для общепита, салоны красоты… Но вот началось строительство, и ни ограждения территории, ни паспорта застройщика. Техника работает и в выходные, и после рабочего дня, нарушая покой жителей.
А позиция застройщика, что его дело – строить, а дорогами и объектами инфраструктуры должна заниматься власть, тоже требует некой корректировки. Развитие города – это ведь общая задача. Не случайно в достопамятные советские времена для несклонных к обязательному участию в строительстве социальных объектов застройщиков существовало обязательное правило – 10% своих средств выделять на развитие городского соцкультбыта. Может, к этому вернуться?\

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 4 =