Николай Бохан: Виртуальное разоружение

Николай Бохан, директор НИИ психического здоровья СО РАМН, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор

В Госдуму поступил законопроект, запрещающий открытую продажу жестоких компьютерных игр в местах, доступных несовершеннолетним, а также позволяющий блокировать пиратские сайты, через которые любой желающий может скачать компьютерную игру. Поводом для создания законопроекта стали события в московской 263-й школе, где вооруженный старшеклассник застрелил учителя географии и полицейского.

Не надо было ждать очередных трагедий

БоханЭтот законопроект я поддерживаю. Накопление хронического эмоционального стресса, который вызывает у ребенка поглощение видеопродукции, заряженной антигуманистическим содержанием, приводит к деформации личности, к искажению мировоззрения растущего ребенка, его жизненных ценностей и устремлений в будущее. И копилось это в российских детях много лет, а в последние пять лет приобрело лавинообразный разрушительный характер.

Те всплески агрессии, когда в Москве старшеклассник застрелил учителя и полицейского, а на Сахалине мужчина убил монахиню и прихожанина, я косвенно связываю друг с другом. Идет общепопуляционное накопление внутренней агрессии среди населения, передающееся подрастающему поколению.

Здесь нужно отметить три фактора. Во-первых, нынешнее поколение отличается психическим инфантилизмом. Это не те дети, которые в 16 лет командовали полками. Инфантилизм выражается в поздних браках, в двойной морали в гражданских отношениях, которые практикуют студенты и молодые люди до 30 лет.

Второй момент – рост наркомании, особенно женского наркотизма.

И третий момент – феномен аномии, забвение или пренебрежение морально-нравственными ценностями общества. В нынешнее поколение не закладываются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что можно, а что нельзя.

Сочетание этих трех факторов с потоками виртуально-компьютерной агрессии приводит к тому, что у подростков и молодежи стирается грань между виртуальным и реальным миром. Это вызывает такое патологическое состояние, как гемблинг (патологическая игровая зависимость, игромания), когда реальный контакт эмоционального общения с окружающим подростки заменяют на контакт с виртуальным миром. В результате дети деформируются, у них сужается круг интересов, они не знают, как вести себя в обществе, у них снижается стрессоустойчивость.

Эти игры способствуют формированию у подростков девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от принятых в обществе и социально одобряемых стереотипов. Такое поведение делится на две группы.

Первая группа – аутоагрессивные состояния, направленные на саморазрушение (медленное разрушение с помощью алкоголя, наркотиков или быстрое и необратимое в результате самоубийства). Вторая группа – гетероагрессивные девиантные состояния, сопровождающиеся агрессией в отношении окружающих, вплоть до убийства людей (гомицид). Предпосылки для возникновения такого типа поведения могут появиться у детей, патологически вовлеченных в сетевые игры, связанные с постоянной реализацией виртуальных убийств и разрушений.

Есть ведь огромная разница между игрой в казаки-разбойники (и прочими играми в войну) и компьютерными игрушками. В первом случае идет соревнование между командами и общение со сверстниками. А во втором случае ребенок оказывается в виртуальном мире, где льется кровь, гремят взрывы и расчленяются тела.

Так что давно пора было принять закон о запрете жестоких компьютерных игр, не надо было ждать очередных трагедий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.