Николай Неганов: В городе мне тесно

TNews750_36_CMYK

Справка «ТН»

Николай Неганов, директор СПК «Нелюбино». Родился в 1951 году в пос. Мартьяновском Костромской области. В 12-летнем возрасте с родителями, двумя младшими братьями и сестрой переехал в Томскую область. Окончил среднюю школу в Первомайском районе, Асиновское СПТУ-3, служил в пограничных войсках на Сахалине. После демобилизации вернулся в родное село Ломовицк Первомайского района, работал бригадиром тракторной бригады, заочно окончил Томский сельхозтехникум. С 1980 по 1990 год работал механизатором, бригадиром, председателем проф-кома в крупном аграрном хозяйстве Крыма, получил высшее образование в Симферопольском сельхозинституте. В 1990-м возвратился с семьей в Томскую область. Устроился в совхоз «Нелюбино» заведующим ремонтными мастерскими, затем трудился главным инженером, заместителем председателя, в 2008-м на альтернативной основе избран директором. По итогам 2013 года признан человеком года среди аграриев Томского района.

Женат. С супругой Валентиной, учителем русского языка и литературы, вместе 39 лет. Сын Андрей окончил Московский институт погранвойск, работал в милиции, сейчас замдиректора по экономической безопасности одной из томских фирм. Дочь Ольга имеет два высших образования, педагогическое и экономическое, работу в суде совмещает с получением юридического образования. Внуку Максиму год и два месяца.

TNews750_36_CMYK2

Очарованный сибиряк

– Николай Валентинович, вас помотало по свету: центральная Россия, Сибирь, Сахалин, Крым, снова Сибирь. Чем вызваны такие крутые виражи?

– Жизненной необходимостью. Почему, например, мои родители приняли решение перебраться в Сибирь? Потому что в то время центральная полоса России жила бедно. Многие уезжали кто на целину, кто куда. Родители тоже съездили посмотрели Алтайский край, Казахстан, а выбрали Томскую область, потому что здесь оказывали материальную помощь на обзаведение хозяйством. Так я стал сибиряком. Когда пришло время служить в армии, отправили на Сахалин. Армию я считаю полезной школой, у нас если и была дедовщина, то в позитивном смысле: старшие, например, учили младших быстро раздеваться после отбоя. Крым возник в моей жизни тоже не случайно: у сына начались проблемы со здоровьем, врачи посоветовали поменять климат.

– А почему снова вернулись?

– Потому что здесь остались родители жены, моя мама. Надо было их поддержать в старости. Да и места эти тянули к себе, я люблю сибирские просторы.

– Как вас воспитывали родители? Личным примером? Пряником? Ремнем?

– Отец вскоре после переезда умер, я в семье остался за старшего. Мать работала в животноводстве, воспитывать детей ей было некогда. Нас воспитывала работа. Огород, корова, овцы, куры – дел всем хватало. Что касается ремня… Был единственный случай, когда я с приятелями решил у соседей в саду яблочек попробовать. Мама ремешком на всю жизнь научила никогда не брать чужого. Поощрения были в духе того времени: после первого класса, когда мы еще жили в Костромской области, я за лето на сенокосе заработал столько трудодней, что мне на линейке перед всей школой вручили рубаху.

Крепкий хозяйственник

– У вас, Николай Валентинович, большое и разноплановое хозяйство. Что самое трудное в вашей работе?

– На селе легкой работы нет. А самое трудное состоит в том, что надо не просто эксплуатировать то, что имеется, а восстанавливать, ремонтировать, обновлять. Увы, финансов на все не хватает.

– Проезжая мимо ремонтных мастерских, я обратила внимание, что там очень чисто, стоит аккуратная техника. Готовитесь к новому посевному сезону?

– К нему уже все готово. Техника отремонтирована. Семян хватает, излишки даже продаем. А чисто у нас потому, что мы занимаемся благоустройством своих объектов. Например, заасфальтировали подъездные пути к фермам.

– Несколько лет назад местная пресса много писала о том, что ваше хозяйство переходит на беспривязное содержание скота. Что это вам дало?

– В Европе уже давно весь скот на беспривязном содержании. Мы в Нелюбине тоже полностью перешли на такой метод содержания, а в Кудринке надо строить двор, рассчитываем сделать это в нынешнем году. На селе сейчас везде проблема с кадрами. Беспривязное содержание позволяет частично ее решить. Раньше у нас было 18 операторов машинного доения, сейчас с той же работой справляются семь человек. Для экономии кадровых ресурсов шесть лет назад мы установили оборудование для автоматической дойки «Елочка».

– Одной из проблем молочного производства вы называли низкую закупочную цену на молоко. Ситуация изменилась?

– Сейчас мы сотрудничаем с компанией ИП Семкина, он закупает у нас молоко по 21,5 рубля за литр, плюс на каждый литр получаем дотацию три рубля, это уже не так плохо.

– Известно, что первым руководителем нелюбинского хозяйства был Виктор Кресс. Это психологически давило на вас?

– То, что Виктор Кресс, а затем Владислав Брок возглавляли хозяйство, конечно, накладывает особую ответственность: нельзя  допустить, чтобы оно развалилось, как это случилось со многими другими сельхозпредприятиями. Я рад, что удалось не просто сохранить хозяйство, но и добиться каких-то успехов, которые позволяют нам поддерживать социальную сферу, заниматься благотворительностью.

Демократичный руководитель

– К какому типу руководителя, Николай Валентинович, вы себя относите?

– Я придерживаюсь демократического стиля, но, если разозлят, могу и накричать.

– Что надо сделать, чтобы вывести вас из себя?

– Проявить лень или недобросовестность.

– За годы работы у вас наверняка сложилась команда, на которую вы можете опереться. Кто эти люди?

– Могу назвать своего зама по экономике и финансам Галину Петрову, начальника цеха животноводства Светлану Мязекаеву, бригадира кудринской фермы Людмилу Абрамову, главного агронома Антона Вольского, который после окончания юридического факультета Томского сельхозинститута заочно учится на агрономическом отделении Новосибирской сельхозакадемии. Надежных людей много, бездельники у нас не задерживаются.

– Есть ли у вас авторитеты, на которые хотелось бы равняться, и люди, которым вы благодарны за поддержку?

– Для меня пример – люди дела: Геннадий Сергиенко, руководитель племзавода из Кожевниковского района, Василий Журавлев из Заварзина. Что касается благодарности, то меня всегда поддерживала жена, а работать учили первый замглавы Томского района по социально-экономическому развитию села Александр Крикунов и директор крымского хозяйства Дмитрий Строков.

– Кстати, о Крыме. Как вы восприняли последние события?

– То, что Крым вернулся в состав России, это хорошо. Но, когда он был под Украиной, там такого понатворили! У хозяйства, в котором я работал, были большой жилой фонд, много социальных объектов, при профкоме числились 24 освобожденных культработника. А недавно увидел по ТВ свое село – канализация не работает, водопровода нет, сады вырубили. Разруха во всем.

Сельский апологет

– Вот вы, Николай Валентинович, говорите, что в городе вам тесно…

– Да, в городе я задыхаюсь. А у нас простор, свобода.

– Но ведь в деревне, как на сцене, каждый шаг на виду.

– Меня это не смущает. Дворцов я себе не построил, живем с женой в обыкновенном двухквартирнике, оба работаем.

– Как отдыхаете?

– В огороде люблю покопаться, что-то построгать: скамеечку, скворечник сделать. Раньше рыбачил на озере около дома, сейчас по времени не получается.

– Есть ли у вас какие-то любимые места в окрестностях?

– Чистая, светлая полянка в лесу, недалеко от дороги, летом там много грибов. Люблю это место.

– Вы остаетесь приверженцем села, в то время как народ во всем мире бежит из него. Не грустно?

– Грустно от того, что руководители хозяйств в основном 1948, 1950 годов рождения. Им ведь нужна молодая смена.

 

Секрет успешного хозяйства от Неганова:

– Умение руководителя подобрать команду и настроить всех на созидательный труд.

 

Секрет семейного долголетия:

– Уважать, терпеть, уступать, а главное – любить.

Нелюбинское хозяйство сегодня

  • Основные направления деятельности: молочное и племенное производство, полеводство;
  • общее поголовье около 2 тыс. единиц КРС;
  • дойное стадо 1 025 голов;
  • пашня 3 500 га, из них 2 тыс. под зерновые культуры, 900 – многолетние травы, 600 – однолетние;
  • численность работающих – около 190 человек;
  • средняя зарплата – 14 тыс. рублей (одна из самых высоких среди сельхозпредприятий области).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + тринадцать =