Новая эра возможностей. Как «Ронокс» переживает западные санкции

Представители легкой промышленности не устают повторять, что отечественные производители живут последние десятилетия не благодаря, а вопреки. Каждый раз им приходится подстраиваться под те или иные условия меняющейся экономики. Едва сбавила обороты пандемия, как на смену поспешили западные санкции. Еще раньше производственников душили экономические кризисы. Тем не менее томская легкая промышленность живет и развивается.

О том, во что будут обуты томичи, а также о состоянии обувной отрасли в России читателям «ТН» рассказывает директор ООО «Ронокс» Станислав Олтаржевский.

А мы крепчаем

– Станислав Русланович, в этом году ваш профессиональный праздник совпадает с двумя другими: государственным Днем России и православным днем Святой Троицы. С каким настроением будете его отмечать?

– Мы оптимистично смотрим и в сегодняшний, и в завтрашний день. Если говорить о нашей продукции, то, несмотря на всеобщий разгул цен, она остается доступной для потребителей.

– Как ваше предприятие адаптировалось к работе в условиях санкций? Казалось бы, только-только подстроились под ограничения, введенные из-за пандемии, и вот новый барьер в развитии.

– Скажу то, что говорил уже не раз: у тех предприятий, руководители которых изначально вели свой бизнес по-хозяйски, все нормально. Хотя все мы прекрасно понимаем, что трудности будут. Уже есть проблема с доставкой грузов из-за границы – логистика очень усложнилась. Причем как по срокам, так и по стоимости ввозимых товаров. Для примера приведу такую цифру: до пандемии и санкций доставка контейнера из Китая стоила 2,5 тысячи долларов, сейчас уже 17 тысяч. Разницу чувствуете?

Аналогичная ситуация складывается с европейской логистикой: если раньше нужно было получить какой-то зарубежный товар в столице, мы знали четкие сроки. Закладывали двое суток на путь фуры, допустим, из Италии в Москву и еще два дня на растаможку. На сегодняшний день мы вообще не знаем, до какого пункта назначения дойдет груз, где произойдет перевалка, чтобы следовать уже по нашей территории. Все эти загрузки-перегрузки на пользу бизнесу, конечно, не идут.

– Тем более что помимо увеличенных сроков поставки еще не понятна ситуация с курсовой разницей.

– И это самое удивительное: доллар упал, но товар как поднялся в цене, так и не меняется. Я соглашусь с тем, что возросла стоимость логистики, и это повлекло удорожание комплектующих и материалов. Потом цена немного откатилась назад, но товары не стали дешевле. Например, в нашем сегменте рост цены на подошву доходил до 60%, но потом снизился до 30–40%. Стоимость натурального меха, который мы традиционно используем в своем производстве, поднялась на 30%. Следом возросла цена и на натуральную шерсть.

Подорожала и кожа, хотя ее мы закупаем в России. Но здесь все объяснимо: для ее выделки используются химические средства. И не просто какие-то, а немецких компаний STOLL и BASF.  

– Внесите тогда ясность. Поставки комплектующих из Европы для вас все-таки полностью прекращены либо существуют какие-то варианты?

– Мы продолжаем получать материалы через крупных дилеров, просто логистика очень сильно усложнилась и повысилась в цене. Если раньше она занимала лишь 5–7% от общей суммы товара, теперь уже 25–30%.

Но мы не намерены менять поставщиков, в частности производителей клея. Обувь – это такая вещь, где клея не так уж и много идет, но зато ты уверен в его качестве. А что-то менять сейчас не вижу смысла. Тем более что в любом устоявшемся бизнесе на первом месте стоят не деньги, а репутация и доброе имя.

Справка «ТН»

«Ронокс» принял активное участие в сборе гуманитарной помощи жителям ДНР и ЛНР. В Донбасс ушли крупные партии кроссовок для детей, женщин, мужчин. И не только: для томских военнослужащих на фабрике были изготовлены высокие военные ботинки (берцы).

Конек «Ронокса» – зимняя обувь

– Ваш бизнес действительно уже устоявшийся. Вы лично стали заниматься обувным производством с 1992 года. За 30 лет заработали и авторитет, и бренд раскрутили. Судя по тому, как бойко работает производство, вы сохраняете динамику.

– Не только сохраняем, но и наращиваем. Для этого планировали обновить оборудование, даже присмотрели его в Европе, но… Сейчас очень модным стало выражение «выстрел в ногу». У меня складывается такое впечатление, что Европа делает это с утра до вечера. Ну как можно потерять рынок с численностью в 150 миллионов человек? Нужное нам оборудование в самой Италии подорожало на 30–40%, так что пока работаем на имеющейся базе.

Повторюсь, Европа полностью потеряла наш рынок в интернете, пока еще держатся Турция и Китай, но и у них на порядок взлетели цены. В этих условиях у наших производителей появился шанс восполнить освободившие­ся ниши. Например, мы сейчас стали принимать заказы от сторонних производителей и выпускать для них спецпартии. Эти кампании закидывают пробные шары по изготовлению своей обув­ной линейки и частично из наших изделий, потому что знают качество «Ронокса». Первые договоры с ними мы уже подписали.  

– То есть, вспоминая китайских мудрецов, можно говорить о том, что для вас наступило время новых возможностей?

– Выходит так.

– Тогда расскажите подробнее о новых коллекциях «Ронокса».

– Мы давно уже отказались от массового производства: выпускаем партии до 200 пар одной модели. Это позволяет нам расширять ассортиментный ряд. Ежегодно фабрика выпускает 40–50 моделей обуви.

С апреля мы приступили к выпуску зимней коллекции. А пока все наши магазины активно распродают летние модели производства России, Турции, Китая. Частично на полках представлена и обувь бренда «Ронокс». Но скажу откровенно, мы не специализируемся на «лете». Наш конек – «зима»! И сегодня мы готовим абсолютно новые модели, учитывая возрастающий у потребителей спрос на массивную, но не тяжелую подошву-решетку. Такая обувь с подкладкой из натуральной шерсти или натурального меха идет у нас просто на ура. Будут женские ботинки на резинке, шнурках и замках. А мужчин ждут модели из модного коричневого нубука как в классике, так и в спортивном стиле. Все цены на кожаную обувь варьируются от 3 990 до 5 990 рублей.

Наши специалисты – маркетологи и продавцы – во время акций проводят традиционные опросы потребителей на тему качества нашей обуви и ее комфорта. Иногда наши мнения расходятся: порой люди хвалят те модели, к которым мы относились скептически. И наоборот. После таких срезов покупательского мнения принимаем решение о запуске моделей в производство.

– В условиях экономических санкций государство вновь подставляет плечо бизнесу, как это было в период пандемии. «Ронокс» получил подобную поддержку?

– Через банк ВТБ мы взяли кредит под 3% годовых на производственные нужды. И опять же одним из условий льготного кредитования является сохранение рабочих мест. Мы уже не впервые сотрудничаем с этим банком, поэтому знаем и соблюдаем все его правила.

Как найти подмастерье, чтобы получился мастер?

– Станислав Русланович, а если в целом говорить о состоянии легкой промышленности в регионе, как живут-работают те же швейники?

– Мы всегда на связи с коллегами, поэтому знаю не понаслышке, что дела хорошо идут у тех, кто не сильно закредитован, а если и набрал заемных средств, то распорядился ими умело. Если кредитные средства вложены в производство, тогда это вообще беспроигрышный вариант. Все зависит от умелого, хозяйственного распределения денег.

Приведу такой пример: недавно мы побывали на обувной выставке в Москве. Она была рассчитана на две недели работы, но некоторые фирмы закрывали свои стенды через два-три дня, потому что за это время уже успевали набрать заказов, причем с приличным запасом. Что еще оставалось делать: возвращаться домой и работать.

– Но ведь эти заказы будут делать люди. Хватает ли сегодня в отрасли специалистов?

– Сейчас самая большая проблема в кадрах. Мы тоже пытаемся расширить производство, но оно же специфическое, с улицы ведь человека не возьмешь, чтобы он завтра уже стал мастером. Нужны хорошая популяризация и профориентационная работа. А в нашей отрасли пока еще действует остаточный принцип.   

– Но не будем на грустной ноте завершать беседу. Станислав Русланович, что пожелаете своему коллективу и коллегам в преддверии профессионального праздника?

– Самое главное сегодня – здоровья и мирного неба! Все остальное, как показывает жизнь, вторично.

Фото: Евгений Тамбовцев

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 5 =