В минувшую среду в театре юного зрителя состоялась открытая читка пьесы «Как я стал…», премьера спектакля под таким названием состоится 11–12 мая. Накануне события постановщик спектакля новый главный режиссер ТЮЗа Илья Ротенберг рассказал о театре реальности, взрослых детях и бессмысленности аббревиатур.
Акцент на современность
Репетиции нового спектакля идут уже третью неделю, параллельно режиссер знакомится с труппой. По его оценке, театр работоспособен, есть репертуар и творческая атмосфера.
– Наша задача сейчас – органично вносить в творческую жизнь театра новое, свежее, – говорит Ротенберг. – Я вообще не сторонник театральных революций – я за то, чтобы театр развивался эволюционным путем. Но мы понимаем, что сегодня в репертуаре ТЮЗа нет ни одной пьесы новой драматургии, пьесы, которая была бы написана в 2000-х годах. Мне кажется, это серьезный пробел. Безусловно, классика была и остается мощным культурным фундаментом, но, для того чтобы театр мог двигаться вперед, необходимо современное искусство, на которое мы сейчас и сделали серьезный акцент.
До конца сезона томичей ожидают две премьеры – спектакли «Как я стал…» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке Ильи Ротенберга и «Язычники» (режиссер Евгения Сафонова). Открыть следующий сезон в театре планируют еще одним новым спектаклем – «Заговор чувств» Юрия Олеши.
– Все эти постановки будут разными, но мы постараемся, чтобы между ними все-таки был общий знаменатель. Если говорить о репертуарной политике как некой художественной идее, то меня интересует театр, который говорит о реальности. О нас с вами, о том, что происходит со страной и людьми, которые в ней живут.
Разговор на равных
С новыми спектаклями для детей пока сложнее, констатирует Илья Ротенберг: качественной современной детской драматургии сегодня практически не существует. Однако поиски новых форм общения с подростками на сцене ТЮЗа будут: возможно, уже в следующем году зрители увидят спектакль-вербатиум – театральное действо, перфоманс, построенный на реальных историях, рассказанных реальными подростками.
– Современный детский театр должен быть ориентирован на современного ребенка, а здесь очень важны возрастные категории. Сегодняшние дети гораздо взрослее, они живут в мире, где им доступны телевидение, Интернет. Традиционные для ТЮЗа сказки им неинтересны, они выглядят пережитком прошлого. Идея спектакля-вербатиума – это попытка уйти от абстрактных историй с актерами в плюшевых костюмах и обязательной победой добра над злом. Разговор с подростками должен вестись на равных, он должен поднимать темы, которые их волнуют.
Современный театр не должен заниматься делением мира на хорошее и плохое. Мне кажется, прошло время, когда театр выполнял функцию морального наставника. Напротив, театр и зритель должны быть сегодня равными собеседниками. Наша задача – задавать вопросы и переадресовывать их в зал, чтобы мы могли искать ответы вместе.
Илья Ротенберг, главный режиссер ТЮЗа