Новые лица Томска

О них рассказывают будущие журналисты

Каждую осень в Томск приезжают тысячи молодых людей из разных регионов страны и остаются учиться в прославленных томских вузах. Каждое лето из Томска уезжает огромное количество выпускников высших и средних учебных заведений, которые получили здесь образование и оправились дальше, искать своё место в мире. Но многие из молодых и ярких, кто однажды приехал в Томск, остаются здесь и становятся частью города. Формируют его лицо. Пополняют ряды томской интеллигенции. Играют здесь свою музыку, раскрывают свои таланты на театральной сцене, снимают кино, поют. Благодаря таким, как они, сердце этого города остаётся всегда молодым.

Студенты факультета журналистики ТГУ, которые учатся на специализации «Документальная фотография и фотожурналистика» (мастерская Сергея Захарова и Натальи Бочковой), сделали серию портретов молодых людей, которые приехали в Томск из других городов и остались здесь надолго. Или, может быть, навсегда?

 

«Киномотор» в прошлое

Ксения Гутова, выпускница филологического факультета ТГУ, автор документального кино

Восемь лет назад Ксения Гутова приехала в Томск из Алтайского края. Поступила в ТПУ на программу «Проектирование и эксплуатация атомных станций», а через два года поняла, что это был неправильный выбор. И подала документы на филфак ТГУ, который и окончила с красным дипломом.

Летом этого года Ксения стала участницей Школы документальной анимации, которая проходит в рамках фестиваля документального кино «Рудник» на острове Свияжск в Татарстане. Для неё это был первый опыт в создании собственного фильма. До этого она участвовала только в качестве помощника в съёмках дипломной картины своей сестры Евгении Лагутиной, выпускницы факультета журналистики ТГУ. Результатом обучения в Школе стал дебютный фильм Ксении под названием «Сколько?».

– Года полтора назад в интернете я случайно увидела историю про Назинскую трагедию и не смогла про неё забыть. Стала читать документы, где были зафиксированы истории людей, отправленных в мае 1933 года на необитаемый остров на Оби напротив деревни Назино в Томской области. Я читала про то, как они попали на остров, что с ними там происходило, как они умерли. Очень страшные истории. Это были конкретные люди, с фамилиями, именами, возрастом, жизнью до ссылки. Я узнала так много об этой трагедии и в какой-то момент поняла, что должна сделать фильм о ней. Главный вопрос, который тогда возник: как показать шесть тысяч человек, которых высадили на остров без еды, без тёплых вещей, инструментов и без крыши над головой? У меня в голове не укладывалось, как это – шесть тысяч, из которых выжили только две, – говорит Ксения.

За 10 дней в Школе документальной анимации на «Руднике» Ксения Гутова сделала больше половины своего фильма. Навыки аниматора осваивала в процессе работы: училась ставить кадр, собирать композицию из подручных материалов, снимать на телефон, самостоятельно монтировать отснятый материал.

– У меня в распоряжении были только фотографии из интернета и текстовые документы, из этого нужно было собрать историю. Это было не очень легко эмоционально – на десять дней погрузиться в такую страшную тему, но мои коллеги, ребята, которые тоже учились делать фильмы, меня сильно поддерживали. В итоге получилось видео из 12 фотографий и 40 страниц документов, – рассказывает Ксения.

Первый раз готовый фильм был показан в начале сентября в Москве на площадке Театра.doc в числе 17 новорождённых фильмов начинающих режиссёров, выпускников Школы документальной анимации в Свияжске. На показ пришло так много зрителей, что многим не хватило мест в зале. Люди сидели на полу и почти четыре часа смотрели молодое анимационное кино, в том числе фильм «Сколько?» Ксении Гутовой (работает под псевдонимом Ксения Горда).

Ещё раз этот фильм был показан на той же площадке 24 ноября, где опять собрался полный зал зрителей. На показе под общим названием «Оживляя прошлое» зрители увидели четыре анимадока, три из которых были представлены опытными режиссёрами и сценаристами.

– Там были по-настоящему профессиональные фильмы, которые в студии делает большое количество людей, – улыбается автор ленты. И её фильм встал с ними в один ряд.

Автор: Юлия Добрыгина,
фото автора

На пару копеек дороже…

Михаил Чернов, артист Томского театра драмы

Всего год назад Михаил Чернов окончил Тюменский государственный институт культуры и приехал работать артистом в Томск. А в ноябре этого года он уже получил награду как «Лучший артист театрального сезона 2022-2024 гг.» на смотре-­конкурсе молодых артистов профессиональных театров Томска и Северска. Но к своим достижениям Михаил относится очень спокойно.

– Состояние эйфории у меня продлилось буквально пару минут, а на следующий день я уже забыл об этом. Я считаю, что зацикливаться на победах не стоит.

Один из главных жизненных принципов молодого актёра – не останавливаться в своём развитии. Однажды он услышал от кого-то из коллег, что «самое главное для артиста – каждый день становиться хотя бы на пару копеек дороже в плане профессионализма», и с тех пор придерживается этой стратегии.

Идея стать актёром пришла к Мише Чернову случайно, хотя ещё в школе он попал на сцену.

– 11-классники ставили новогоднюю сказку для младших классов. И меня туда позвали играть. Случайно. А потом я столько хороших отзывов про себя услышал, что задумался: может, мне действительно стать актёром. Сначала это была просто фантазия, я не придал ей особого значения. Но потом фантазия стала реальностью.

В свои 22 года Михаил не хочет останавливаться только на игре в театре, он хотел бы стать актёром кино. У него уже есть несколько второстепенных киноролей. И одна из них, хотя пока и в массовке, зато во всем известных «Ёлках»:

– Восьмая часть фильма «Ёлки» снималась в Тюмени, и часть съёмок проходила в аквапарке на горячем источнике. Я попал туда через знакомых, поработал на площадке с комиком Стасом Старовой­товым, который играл главного героя. Мы его в бассейн кидали, я его за ноги держал, ну и сам искупался попутно.

Сейчас Михаил постоянно принимает участие в локальных томских кино-съёмках. Недавно снимался в трейлере к короткометражному художественному фильму, съёмки которого организовывали студенты ТГУ. Михаил считает, что благодаря кино он посмотрел на профессию артиста с другой стороны. И сейчас понимает, что в его случае кино – больше для денег, а театр – для души. «Душа у меня больше к театру лежит», – признаётся он.

Автор: Арина Николаенко,
фото автора

Чистомен с местной пропиской

Евгений Лукьянчук, музыкант Томского академического симфонического оркестра, депутат Думы города Томска

Евгений Лукьянчук приехал в Томск из Новосибирска, где он родился, учился играть на кларнете сначала в детской музыкальной школе, затем в музколледже, а потом в Новосибирской государственной консерватории. 11 лет назад он стал артистом Томского симфонического оркестра.

– Моя мама хотела, чтобы я играл на скрипке. А у папы был коллега сантехник, в прошлом аккордеонист и саксофонист. Вот он и дал мне первые уроки музыки. Я учился у него примерно полтора года, а потом всё-таки пошёл в музыкальную школу, – смеётся Женя.

Но жизнь Евгения Лукьянчука в Томске не ограничивается только музыкой. Несколько лет назад журналисты дали ему псевдоним – «Томский чистомен» за то, что Женя начал заниматься масштабными уборками мусора в городе. Сначала самостоятельно, а потом с единомышленниками. Убирали на стадионе «Буревестник», на набережных Томи и Ушайки, в других знаковых местах города. Лукьянчук организовал общественное движение «Сделаем Томск чистым», в рамках которого вместе с другими активными людьми приводил в порядок свалки, обустраивал общественные пространства, занимался продвижением осознанного потребления и разделения мусора. Свои музыкальные руки Женя приложил и к очистке Политехнического пруда, и к благоустройству Университетского озера на территории ТГУ. Неравнодушная позиция к жизни города привела к тому, что в сентябре 2020 года он получил мандат городского депутата.

Но и этого ему мало! Женя занимается бегом на длинные дистанции, летом водит туристические группы в горы Алтая.

– Путешествия круто расширяют кругозор. В горах ты нередко попадаешь в ситуации, в которые в обычной жизни вряд ли попадёшь, – говорит Евгений.

А как же музыка? Для неё остаётся время и силы при таком активном образе жизни? Судя по тому, что помимо филармонии Евгений работает в Северском музыкальном театре и в духовом ансамбле «Albero», музыка по-прежнему главное дело его жизни. На вопрос, что вы чувствуете, когда играете на кларнете, Евгений отвечает, что, когда только начинал музыкальную карьеру, хотелось хорошо играть, чтобы воплощать идеи композиторов. Сейчас выработалась привычка, чувства к игре и к инструменту притупились. Поэтому нужно отдыхать от основного занятия и изучать что-то новое. Он считает, что такой предельно активный образ жизни помогает ему приходить к осознанию себя и своего места в мире.

Автор: Екатерина Сидорова,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 10 =