Новые реалии и старая экосистема рынка труда

Как педагогическая наука и новые центры занятости учатся работать в унисон

О новых сценариях деятельности служб занятости говорили в первый день всероссийской конференции «Развитие региональных экосистем рынка труда: служба занятости как актор изменений». Программа включала заседание экспертно-консультационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по развитию рынка труда, а также два трека: «Экосистема рынка труда: современная специфика деятельности служб занятости» и «Коммуникации на региональном рынке труда».

Спикером первого трека выступила Лариса Смышляева, директор Научно-образовательного междисциплинарного центра педагогических технологий развития человеческого потенциала, советник при ректорате ТГПУ.

Изменившийся рынок и популярность удаленки

– Для нас, центров занятости, экосистема – это баланс заинтересованных сторон, причем количество стейкхолдеров постоянно увеличивается. Поэтому важным является культура сотрудничества между всеми сторонами, что отличает нас от бизнеса, где важнее коммерческая выгода, – заметила Светлана Грузных, начальник Департамента труда и занятости населения Томской области.

Лилия Эсауленко, руководитель пресс-службы «HeadHunter Сибирь», представила динамику и основные тренды современного рынка труда на основании применения результатов HR-аналитики. Опираясь на статистические данные, она отметила определенный спад в демографической ситуации России. За последние 10 лет население возрастов 20–24 года сократилось почти в 10 раз; возраст 25–29 лет – на 21%; увеличилась смертность. Все эти факторы определили усиление конкуренции среди работодателей на рынке труда. Работодатели стремятся к удержанию своих сотрудников, поэтому запускают программы корпоративного обучения, улучшают условия труда. Расширяется и география поиска новых сотрудников: осваиваются регионы, расширяется возрастной диапазон поиска, идет работа над повышением престижа профессии. В качестве основных изменений отмечена популярность удаленки (особенно для молодых соискателей).

Выступление Ольги Золотиной, доцента кафедры экономики труда и персонала, руководителя отдела содействия трудоустройству и связям с выпускниками МГУ им. М. В. Ломоносова, было посвящено положению молодежи на рынке труда. Разделив молодежь на возрастные страты 15–24, 25–29 лет, докладчик отметила, что наиболее сложная ситуация с трудоустройством наблюдается у категории 15–24 года. Это молодые люди, большинство которых не имеют законченного образования или вообще никогда не проходили обучения, они менее востребованы на рынке труда. Следующий спикер – Павел Свистунов, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, – добавил, что многие выпускники не идут работать по специальности, а находят себе работу в другой области. Для исправления этой проблемы многие работодатели уже на вузовском этапе начинают принимать на работу студентов, чтобы после завершения обучения получить готового специалиста. Также докладчик отметил, что для оценки уровня подготовленности будущего специалиста необходимо запустить систему независимой оценки, которую на данный момент осуществляет Национальное агентство развития квалификаций.

В свою очередь Лариса Смышляева отметила новые перспективы взаимодействия, которые открываются сегодня. Одна из ключевых задач ТГПУ – педагогизация различных сред. Такой средой может стать рынок труда.

– В деятельности центров занятости клиент понимается как человек, чей трудовой потенциал не в полной мере капитализирован или не капитализирован совсем. Безусловно, вузовское сообщество как один из стейкхолдеров экосистемы рынка труда заинтересован в трудоустройстве своих выпускников. Но важна и включенность университетов в изменения самих специалистов центра, чтобы они смогли достойно и продуктивно отвечать современным запросам рынка труда, понимать своего клиента в контексте основных задач благополучия человека, – отметила спикер.

Эксперты по человеческому потенциалу

Следующий день конференции открыл участникам возможность обсуждения вопросов развития кадрового потенциала в новых экосистемах труда региона.

Выступлением Елены Аксеновой, руководителя блока сотрудников служб занятости населения Федерального центра компетенций в сфере занятости, открылась дискуссия о человеческом потенциале и о том, как его эффективно использовать в современном обществе, превращая в человеческий капитал:

– Для многих понятие «человеческий капитал» остается еще чем-то запредельным и непонятным. Следует начать с кадровой работы, поскольку мы видим разность культуры работы с персоналом. Это особый, важный этап. Также мы обращаем внимание на концепцию человеческих отношений: следует учитывать комфорт сотрудников на работе, чтобы исключить конфликты, чтобы они были мотивированы на труд.

Ольга Санфирова, доцент кафедры экономической теории технолого-экономического факультета ТГПУ, акцентировала внимание на параметрах инклюзивной оценки, которые должны быть внедрены на частном уровне:

– Сегодня инклюзивная среда будет очень сложной и динамической: она подчиняется серьезным законам различного уровня, с чем мы сейчас и сталкиваемся. Это инклюзия в гендерном переосмыслении, то, насколько к ней готовы люди. Также вопросом инклюзивного характера может стать, например, проблема вакцинации и то, насколько рынок труда готов к этому фактору уже сейчас.

Эксперт также подняла вопрос о важности создания личного бренда, который является одним из направлений научного и практического осмысления сотрудников кафедры экономической теории ТЭФ.

Татьяна Подкладова, соучредитель, программный директор АНО «Ресурсный центр «Согласие», а также сотрудник Научно-образовательного междисциплинарного центра педагогических технологий развития человеческого потенциала ТГПУ, заметила, что работодателям очень важно обращать внимание на ментальное здоровье своих сотрудников и поддерживать здоровую атмо­сферу в рабочем коллективе.

Работодатели ждут практиков

Ирина Багдасарьян, проректор по образовательной деятельности ТГПУ, в своем докладе прокомментировала вопросы интеграции образования и рынка труда и обозначила вызовы нового времени: с каким уровнем образования выпускники вузов выходят на рынок труда, что от них ждут работодатели и другие участники процесса.

Эксперт ТГПУ отметила, что современное высшее образование находится в зоне столкновения федеральных государственных образовательных стандартов, имеющих более теоретический характер, с развивающимся, «живым» рынком труда. Этап цифровизации, который сейчас проходит весь мир, также становится ключевой повесткой как для современного образования, так и для работодателей: пандемия ускорила этот процесс как в учебных заведениях, так и в сфере труда, сделав его неотъемлемой частью нашей жизни. Пересмотр образовательных стандартов в сторону практико-ориентированности и содержания компетенций с системой оценок повлиял на состояние рынка труда: работодатели ждут не теоретиков, а практиков. Сейчас они уверены, что выпускники учебных заведений не имеют достаточных практических навыков, поэтому происходит пересмотр содержания образования со смещением предметных знаний на развитие универсальных навыков современной молодежи: выпускники вузов теряют, например, навык работы в команде, так как прослеживается тренд на персонализацию личности и эгоцентризм.

– Сейчас мы ведем огромную работу, чтобы выяснить, что происходит на рынке труда. На днях у нас состоялась встреча с представителями профтехобразования, также мы активно работаем с СПО, чтобы понять современные реалии рынка труда на уровне региона, – рассказала Ирина Багдасарьян.

Каждый из спикеров выступил перед слушателями со своим видением сложившейся ситуации. В одном все сошлись: важным фактором при взаимодействии с работниками и клиентами является индивидуальный подход ко всем участникам рабочих отношений.

Автор: Лилия Ким

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =