Новые технологии дарят вторую жизнь Советскому месторождению

20160621_111349Этому промыслу более 50 лет, но ветеран до сих пор остается в строю. Раньше его частенько называли старшим братом Самотлора: на пике освоения здесь добывалось до 5 млн тонн черного золота в год. Со временем показатели снизились – сегодня годовые объемы поддерживаются на уровне 2 млн тонн нефти.

Раскочегарить стареющие промыслы

Современная нефтедобывающая промышленность во многом зависит от эффективности геолого-технических мероприятий (ГТМ). Компания «Томскнефть» активно применяет их на своих месторождениях, и в первую очередь на Советском. Здесь реализуется практически четверть всего объема зарезки боковых стволов (ЗБС), треть всех гидроразрывов пласта (ГРП), треть выводимых из бездействия скважин. Все для роста нефтедобычи на месторождении.

ЗБС – технология, дающая новую жизнь стареющим промыслам. Реконструкция скважин позволяет сегодня добираться до ранее не задействованных участков пластов, эффективно извлекать остаточные запасы, сохранять и даже увеличивать объем добычи на месторождениях поздней стадии разработки. Основной объем ЗБС «Томск-нефть» осуществляет именно на Советском месторождении.

Стоимость и срок окупаемости затрат на строительство бокового ствола значительно ниже аналогичных показателей при бурении новой скважины – за счет использования большей части ствола существующей скважины и имеющейся инфраструктуры месторождения.

К тому же боковой ствол проходит вблизи зоны продуктивного ствола, которая уже охарактеризована керновым материалом и каротажными данными, результатами испытания и эксплуатацией старой скважины. Это существенно сокращает затраты на геофизические исследования.

50 лет не срок

Советское месторождение напичкано старыми скважинами – настоящий ветеран. Одна из первых за многие годы выдала на-гора свыше 500 тыс. тонн нефти. Многим труженицам не меньше 30 лет. Из 50 скважин, запланированных «Томскнефтью» для реанимации в 2016 году, 21 (то есть 42%) находится на Советском месторождении.

Несмотря на солидный возраст, промысел с развитой инфраструктурой и сегодня остается одним из основных активов компании. В этом легко убедиться, совершив поездку на действующую кустовую площадку. Куст № 92А расположен в 44 км от Стрежевого. Он частично заходит на территорию Тюменской области. О прохождении территориального водораздела сразу же сообщают гаджеты. Во время нашего приезда там работала бригада ЗБС № 42, представляющая «Самотлорнефтепромхим».

Бабкин– Мы находимся на скважине, где идут заключительные работы геофизиков: определяется герметичность ствола скважины, вбиваются заглушки на хвостовике. Бурение ЗБС дает возможность увеличить дебет старой скважины за счет вскрытия ранее считавшихся нерентабельными пластов или пропущенных более продуктивных зон пласта. А также позволяет обойти зоны загрязнения и обводнения, – пытается доступно объяснить смысл проводимых работ ведущий инженер производственного отдела бурения и реконструкции скважин «Томскнефти» Дмитрий Бабкин.

В этом году «Томскнефть» привлекла восемь буровых бригад: пять на Советское и три на Васюганское месторождение. Так что сейчас на Советском бурятся пять скважин.

Бурение на результат

Помимо новых технологий на скважинах используются и новые материалы. В их числе – растворы на углеводородной основе (РОУ). Отечественные нефтяные компании используют их уже примерно пять лет. Скважины на таких растворах бурятся на глубину 2 300 метров.

Захаров– В прошлом году мы впервые стали использовать технологию с применением РУО, – рассказывает главный геолог ОАО  «Томскнефть» ВНК Сергей Захаров. – Добыча нефти на Советском месторождении ведется из продуктивных горизонтов группы АВ1. Над ними находится прослойка породы, именуемая кошайской пачкой. На пути к нефтеносному пласту ее никак не обойти. Дело в том, что кошайская пачка нестабильна. При прохождении этой прослойки возникают трудности, они значительно сдерживают процесс бурения и иногда могут приводить к аварийным ситуациям. Если здесь бурить на обычном растворе, то срок работы составит 3–5 дней, а затем стенки скважины начнут набухать и сыпаться. Это нередко приводит к обвалам. С раствором на углеводородной основе мы можем работать до восьми дней. На работы на горизонтальной скважине без пилотного ствола дается в среднем 40 дней.

Использование технологии с применением РОУ эффективно и с других позиций. Такой раствор не вызывает коррозии промыслового оборудования, при бурении скважины служит хорошим смазочным материалом. Правда, он проигрывает водным растворам по стоимости. Впрочем, экономить удается на многократном применении РОУ: после очистки он снова отправляется в дело.

Есть еще нефть в таежных кладовых

– У нас разработана большая программа горизонтального эксплуатационного бурения на Советском месторождении, в том числе хотим попробовать и гидроразрыв пласта, – поясняет Сергей Захаров. – Советское ведь чем отличается? Основные запасы, так называемые рябчики, как раз и сосредоточены на объектах АВ, АВ1. Извлечь их будет очень непросто. Это действительно трудноизвлекаемые запасы. Взять их наклонными скважинами без ГРП не представляется возможным. Это можно сделать, только применив технологию горизонтального бурения. Месторождению более 50 лет, мы стараемся «поддерживать его на полке» как раз таким способом.

В советское время только 70% пробуренных скважин были успешными, и это считалось хорошим показателем. С подобными критериями нефтяники работают и сегодня. Повысилось качество средств измерения, все стало лучше в технологическом плане, но ухудшилось качество геологических разрезов, их проницаемость, мощность, загерметизированность. На старых месторождениях всегда проводилось заводнение пластов – сегодня это мешает извлечению нефти.

– Никто не будет спорить с тем, что работать проще на новых месторождениях, – продолжает главный геолог. – Когда все только начинается, есть проектный документ, месторождение разбурено и законтурено разведочной скважиной, идешь по сетке и буришь. А вот когда работаешь на старом месторождении, которому 30, 40 и даже 50 лет, столько тонкостей встречаешь. Иногда бывает, что в отсутствие достоверной информации специалиста выручает опыт, профессиональные знания, навык и интуиция.

На вопрос о том, надолго ли хватит запасов, у Сергея Захарова давно заготовлен ответ. Он основан на расчетах и серьезных геологических изысканиях.

– При том уровне добычи, который существует сегодня, как минимум на 30 лет, – уверенно заявляет специалист. – Но опять же мы говорим о качестве запасов, которое с точки зрения разработки ухудшается: они становятся сложнее в части извлечения притоков. А сейчас у всех в приоритете экономия. Пробурить скважину и получить 20 тонн – это один результат, а получить 250 тонн – совсем другая экономика. И здесь на выручку приходят новые технологии, активно применяемые в мире.

У стрежевских нефтяников появилась уникальная возможность перенимать передовой опыт у коллег из «Роснефти» и «Газпром нефти». Два месяца назад представители геологической службы «Томскнефти» выезжали с этой целью на предприятие «Самотлорнефтегаз». Сейчас на Самотлоре бурят пласт, который называют «рябчиком». На следующий год представители «Томскнефти» запланировали две мобильные бригады для разбуривания по этой же самой технологии «рябчиков» на Советском месторождении. На нем, по словам Сергея Захарова, сконцентрировано самое большое количество запасов нефти. Вопрос сейчас заключается лишь в том, как их взять, причем рентабельно. Мешает большая обводненность: на Советском месторождении она сегодня составляет 90%. Но это не самый большой показатель. На том же Самотлоре – до 92–95%. Таковы все старые месторождения. Главное – верить в свои силы и не пасовать перед трудностями.

ЦИФРА

>180 млн тонн нефти добыто на Советском месторождении с начала его освоения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + четыре =