Ситуация с защитой зеленых насаждений в ходе дорожного ремонта требует вмешательства
– Подождите, куда вы? Где ваше начальство? Почему грунт складируется на газоне? Так не должно быть? Он должен сразу разравниваться! Вопросы общественного активиста Елены Пожидаевой, обращенные к рабочему с нагруженной землёй тачкой, остаются без ответа. Работяга с испуганными глазами мигом испаряется в дорожной пыли. Мы, журналисты томских СМИ и представители общественности, наблюдаем эту картину на проспекте Фрунзе, где вовсю идет «благоустройство» территории и ремонт дорожного полотна. Что привело нас сюда?
Мы защищаем не деревья, а здоровье!
По словам координатора движения «Ландшафтный волонтер», аспиранта кафедры лесного хозяйства и ландшафтного строительства биологического института ТГУ, члена Ландшафтной комиссии г. Томска Елены Пожидаевой, жалоб от томичей в ходе ремонта проспекта Фрунзе, да и не только Фрунзе, она получает много. И есть отчего. Все внимание контролирующих органов в основном уделяется дорожному полотну, по поводу которого было сломано много копий. А вот ситуация с зелеными насаждениями, соседствующими с дорогой, всегда остается за кадром. Между тем, она нуждается в серьезном разбирательстве.
– У нас всегда были проблемы с ремонтом дорог, нарушением определенных нормативов, это не новость, – отмечает Пожидаева. – Но в этом году ситуация с повреждением зеленых насаждений просто вопиющая. Городской департамент дорожной деятельности и благоустройства должен контролировать ситуацию, а этого не происходит. Я сегодня изучала контракт на ремонт улиц и обратила внимание на то, что там указана масса предписаний, касающихся соблюдений ГОСТов, касающихся строительства дорог. А базовый документ: приказ ГОССТРОЯ о защите зеленых насаждений, даже не упоминается. Всё пытаются свалить на подрядчика. Но разве это его вина? Что он в этом понимает? Он работает в соответствии с проектом, над которым, по идее, корпели инженеры. Кто-то его согласовал, составили сметы, в которых, кстати, нет расходов на защиту зеленых насаждений. Кто эти инженеры? Чем они руководствовались?
Активист обращает внимание на то, что зеленые насаждения, к которым рабочие, ремонтирующие дорожное полотно, относятся по остаточному принципу, не просто украшение. Это здоровье томичей. Они выполняют санитарно-гигиенические функции. Ведь известно, что деревья, кустарники поглощают углекислый газ, что сегодня, в условиях повальной автомобилизации в городах, особенно актуально. Не говоря уже о пыли и шумозадержании. В 2019 году в свод правил по благоустройству была даже включена новая статья о климатическом благополучии.
– Я думаю, её никто в глаза не видел, – сетует томичка. – Поймите, мы защищаем не деревья, а наше здоровье. Вообще, у нас есть чат Ландшафтной комиссии, в которую входит и заместитель мэра Николай Глебович, где я поднимаю эти вопросы, но в ответ – тишина.
Озеленение – удел профессионалов
Мы прошлись по проспекту Фрунзе и своими глазами увидеть, что здесь происходит. «Прогулку» начинаем с череды обложенных плиткой лунок вдоль тротуара в районе областной прокуратуры, в которых по идее в будущем должно что-то зеленеть. Что? Не ясно. По плану, это компенсационные посадки в счёт снесенных недалеко старых тополей.
– Посмотрите, – комментирует ситуацию Пожидаева, – какие маленькие отверстия для посадки. Дерево здесь точно не вырастет. Нет нормальной площади для питания корневой системы. Может, многолетники (цветы) посадят и то, сомневаюсь. Или что-то с глубокой корневой системой, например, боярышник или какие-то кустики. В любом случае, это всё явно не лучшие варианты. И почему эти лунки расположены отдельно? Почему бы не сделать цельный газон? В городе везде, где есть возможность, должна быть зелень. Для справки скажу, что в загруженных транспортом местах по-хорошему должна применяться ярусная посадка.
Этот случай наводит на мысль о том, что по уму озеленением должны заниматься специалисты во главе с главным ландшафтным архитектором, которого в Томске нет. Нет и профильной организации по озеленению города по типу Горзеленхоза. В качестве положительного примера активисты приводят Пермь, где два года назад был воссоздан муниципальный питомник. В плане озеленения выделяется и соседний Новокузнецк, славящийся своей зеленью, тротуарами с зелёными изгородями из растений разных пород.
Продолжая разговор об огрехах дорожного ремонта, Пожидаева раскрывает примечательный нюанс: строители во время работ часто повреждают корни деревьев, не особо церемонясь с насаждениями. Потом поврежденные места просто засыпают, тем самым создавая «мины замедленного действия». Деревья со временем высыхают. Начинают создавать опасность томичам. И их в итоге спиливают. При этом механизм компенсации, когда дело касается аварийных насаждений, вообще не предусмотрен.
Складывается чёткое впечатление, что у руководителей Томска, городских структур в плане благоустройства нет даже маломальского стратегического мышления. Всё что я вижу происходит сейчас под предлогом благоустройства, но рассчитано на несколько лет, а о будущем никто особо и не думает.
Михаил Ямбуров,
директор Сибирского ботанического сада ТГУ.
Кому нужна такая посадка?
В разговор включается директор Сибирского ботанического сада ТГУ Михаил Ямбуров:
– За почти 30 лет моей жизни в Томске я ни разу не видел такого варварского отношения к имеющимся живым насаждениям в ходе ремонта дорог, – категоричен он. – Есть элементарные правила, которые необходимо соблюдать. Обратите внимание, при дорожном ремонте уже существующие деревья должны быть защищены обрешеткой, чтобы не повреждалась кора. Так делают в других городах, но не у нас. Плюс к тому, возле деревьев повсюду обрубаются посадочные корни, что приводит к увяданию. Очень маленькие посадочные ямки для насаждений вы уже видели. К тому же здесь очень маленький шаг между ними. Куда расти насаждениям? Хотя на это существуют чёткие соответствующие рекомендации Госстроя. Я уже не говорю о том, что в Томске повседневная практика, когда деревья засыпаются старым грунтом с перемолотыми корнями. Между тем, грунт должен быть свежим.
Словно готовая иллюстрация этого гневного монолога – старый тополь, к которому мы подходим, следуя в сторону Красноармейской. Он заключен в плиточный саркофаг. А его нижняя часть частично присыпана… почему-то щебнем. Свежей землёй здесь и не пахнет. Спасибо, хоть сам посадочный карман больших размеров. Идём дальше. То тут, то там попадаются по дороге и свежие грунтовые «присыпки», а то и просто вывороченные кучи земли, из которых торчат остатки старых корней.
А вот несколько недавно посаженных берёз на улице Красноармейской напротив ЦОТа, возле разноцветной скандальной многоэтажки, которую несколько лет всё не могут ввести в эксплуатацию. Рядом с одинокими березками – ни газона, ни кустов, ни какого-то даже минимального порядка. Только заросший бурьяном пустырь… Кому нужно такое благоустройство? Всё делается «на отвяжись»…
Стратегического мышления нет!
Аналогичная ситуация с чахлыми недавно посаженными берёзками у центрального здания офиса Сбербанка. По словам Пожидаевой, это уже вторая посадка. Раньше здесь были берёзы посерьезней, но они кому-то не понравились. Решили ситуацию исправить – обновить. Но станет ли лучше? Не факт, что свежие приживутся.
Коллегу поддерживает депутат областной Думы Галина Немцева:
– Я считаю, что многих проблем, о которых здесь уже говорилось, можно было бы избежать, если бы существовал нормальный контроль. У нас есть целый департамент дорожной деятельности и благоустройства, который должен всем этим заниматься. Томск – маленький город. Если уж чиновники так заняты, могли бы перед работой прогуляться по местам дорожных работ, в конце концов, это не так далеко, и посмотреть, что здесь творится. Но этого нет! Я сама работала на производстве и думаю так: если ты отвечаешь за какой-то участок, ты должен всё о нем знать. В пример могу привести соседний Северск. Там не только хорошо с дорогами, но и с озеленением. Всё нормально организовано. Система контроля работает, в отличие от нас. В Томске она нарушена. Обращаюсь к чиновникам. Съездите к соседям, это совсем рядом, посмотрите, не нужно ехать далеко, куда-то в Новокузнецк, Кемерово, в другие города. Но главное – в следующем году все меры защиты зеленых насаждений дожны быть прописаны в контрактах.
Проблема, как говорится, назрела. Хотелось, чтобы власти города наконец-то обратили на неё внимание. Ведь Томск создан не только для автомобилистов, для которых сейчас ускоренными темпами ремонтируются дороги. Но пока дорожные работы ведутся по принципу известной песни авиаторов: «Ну а девушки? А девушки – потом!», перефразировав которую, так и хочется запеть: «Ну а ёлочки? А ёлочки – потом!».
Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев