На любом пиру этот сосуд всегда занимал почетное место в середине стола. Наши предки-славяне относились к нему как к символу духовного братства. И название дали соответствующее – братина.
Красота деревянной ладьи
В быту применялись братины двух видов. Первые – округлые с одной или двумя ручками, низким поддоном и иногда с коническими крышками, похожими на главки московских храмов. На венце такого сосуда обычно шла надпись, указывающая на владельца, либо поучение, например: «Господа, гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтесь» или «Безвинно вино, да проклято пьянство».
Другой вид этих сосудов сродни ковшу. Делались они в форме ладьи с головой коня, реже водоплавающей птицы.
Современные мастера изготавливают братины из самых разных материалов – глины, стекла, металла, но чаще всего они работают с деревом – в ход идут кедр, тополь, береза, липа, черемуха.
В субботу, 23 июля, на главной сцене фестиваля казачьей культуры «Братина» в селе Кривошеино состоится награждение победителей – мастеров декоративно-прикладного искусства. Там же на специальной выставочной площадке музея под открытым небом развернется экспозиция конкурсных братин. Работы нескольких участников из Томской области мы представляем нашим читателям уже сегодня.
Чаша изобилия
Олег Баранов родился в Каргаске. Он работал мастером производственного обучения по специальности «столяр-плотник» и параллельно занимался резьбой по дереву. За последние тридцать с лишним лет Олег Николаевич овладел разными техниками. Ему известны все секреты прорезной резьбы, трехгранно-выемчатой, плоскорельефной, скульптурной.
Интерес к дереву проявился у него с малых лет: паренек вечно что-то строгал и резал, а чуть подрос, буквально стал пропадать в школьной столярке. Эта страсть передалась ему от предков. Барановы – спецпереселенцы из Омской области. В свое время прадед держал в Омске столярную мастерскую. Его-то жилка и проснулась в юном Олеге: однажды наткнулся на березовый кап (нарост на дереве) и с тех пор этот материал стал основным в ремесле резчика.
– Такие наросты имеют необыкновенную текстуру, но очень непросты в обработке, – поясняет Олег Николаевич. – Они как железо, поэтому без механической обработки никуда.
Его имя хорошо известно в профессиональных кругах, потому как все областные фестивали не обходятся без участия резчика из Каргаска. К слову, несколько лет назад работа Олега Баранова заняла третье место на казачьем фестивале. А для нынешнего он изготовил круглую братину, назвав ее «Чаша изобилия». Изделие в обхвате достигает около 60 сантиметров. Это был очень большой кап, подчеркивает мастер, и найти его считается большой удачей. Нередко природный материал Олегу Баранову доставляют его бывшие ученики, порой привозят из далеких таежных деревень.
Сама братина, признается мастер, далась ему непросто.
– По времени работал очень долго, – говорит Олег Баранов. – Нужно ведь было не только чашу сделать, но и создать определенный образ. Вообще, я стараюсь в каждую работу вложить мысль. У меня есть «Возрождение мира», «Леший и кикимора», «Поющий мишка», «Слепой монах», «Остяцкий обласок».
К слову, в 2020 году этот обласок, приподнятый на гребень обской волны, принес Олегу Баранову победу в региональном конкурсе мастеров «Томский сувенир».
Классический дебют
А резчик из села Первомайского Евгений Жарченко представляет на конкурсе работу из кедра. Это дерево нравится мастеру своим теплом, да и режется очень легко. На его счету немало сосудов из дерева – вазы различных форм и размеров, конфетницы, чашки, а вот братину делал не часто, наверное, для подсчета хватит пальцев одной руки. Над конкурсной работой первомайский умелец трудился около месяца. В итоге получился сосуд, рассчитанный на трехлитровый объем. Причем он вполне функциональный, то есть способен выдержать любую жидкость. Братина состоит из множества мелких деталей, которые мастер тщательно подгонял и склеивал, а сверху основательно пропитал лаком. Свои изделия Евгений Жарченко никогда ничем больше не покрывает, чтобы не прятать за краской текстуру кедра.
Евгений Анатольевич рассказывает, что всегда работает без эскизов – что пришло в голову в конкретный момент, то и рождается в дереве.
Всю свою жизнь он проработал столяром, занимался изготовлением окон и дверей. А резьбой по дереву увлекся около трех десятков лет назад. Поводом послужила виртуозная работа старого мастера, который так ловко орудовал то одним резцом, то другим, и это казалось так просто, что Евгений тоже решил попробовать. И у него получилось.
– А дальше больше и больше, – улыбается мастер-самоучка. – Стало нарабатываться качество, пришла сноровка.
Для Евгения Жарченко это ремесло уже давно превратилось в хобби, и, чтобы любимое дело всегда было под рукой, прямо дома он организовал мастерскую, оснастив ее полным набором резцов и электроинструментов. И вещи у него всегда получаются интересные, штучные, теплые.
ЦИФРА
Около 30 традиционных и праздничных братин
представлено на конкурс казачьего фестиваля.
Лебедь или Царь-рыба?
Еще один представитель села Первомайского – Владимир Чернявский – является постоянным участником конкурса плотницкого мастерства международного фестиваля «Праздник топора», областной выставки народного художественного творчества «Ремесла Томского края» и «Томская братина».
Многолетний опыт позволяет ему органично совмещать народные традиции и современную технологию, удивляя зрителей оригинальными изделиями из капа и сувели (наплывы и наросты на деревьях). Материал, поясняет мастер, очень сложный, его и найти непросто, и физически с ним тяжело работать. Но усилия стоят того, когда в итоге получаются очень красивые и оригинальные изделия.
– В них, – считает Владимир Иванович, – принимает участие не только человек, но и природа. Когда снимаешь кору, очищаешь нарост, удаляешь поврежденные участки, проявляются очертания будущего изделия. Смотришь на бесформенный кусок дерева и уже видишь, что из него может выйти. В основном сувель идет на чаши, вазы и братины. А форму им придаешь самую разную – в виде рыбы, птицы или животного. Иногда их делаешь за пару-тройку дней, а порой и до полугода уходит.
На конкурс «Братина-2022» мастер из села Первомайского отправил сразу две работы.
Одна исполнена в виде осетра и называется «Царь-рыба», а вторая в форме лебедя. Над первым образом мастер трудился дольше, потому что он сам по себе оказался очень сложным.
Для Владимира Ивановича интересен сам процесс творчества, он не ставит перед собой задачи непременно победить и чем-то удивить жюри и посетителей. Но так получается, что его братины уже дважды признавались лучшими на фестивале казачьей культуры.
– Просто в такой технике мало кто из мастеров работает, – объясняет свой успех Владимир Чернявский.
Себя он называет художником и педагогом, потому что за 20 лет работы в Первомайском центре дополнительного образования детей сумел увлечь резьбой по дереву немало сельских мальчишек. И хотя он уже шесть лет не работает, благодарные ученики продолжают навещать его дома. Педагог вспоминает, что, когда вел занятия, ребята еще не успевали полностью завершить поделку, старались унести ее домой, чтобы показать родителям, мол, смотрите, вот я какой!
В конце прошлого года Владимиру Чернявскому в числе первых в регионе было присвоено звание «Народный мастер Томской области». Нагрудный знак и удостоверение ему вручал заместитель губернатора Томской области по АПК и природопользованию Андрей Кнорр.
– Конечно, это вызвало положительные эмоции, – признается Владимир Иванович. – Причем не только у меня, но и среди моих близких, друзей.
Возможно, что и эта награда стала стимулом для работы над конкурсными братинами.
Татьяна Александрова
Фото: из личных архивов мастеров