О дефиците здоровья и здравого смысла

zaharova
Елена Захарова, психолог

«Среди старшеклассников нет полностью здоровых», – говорят врачи, опираясь на результаты многолетних исследований. Меня такие выводы нисколько не шокировали.

Список самых «популярных» болезней внушителен: нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, расстройства зрения… Часто встречаются хронические заболевания: язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени. В исследованиях отмечается, что по сравнению с началом 1990-х годов состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,4–2,7 раза, а хронические болезни стали встречаться чаще на 40–70%.

Все закономерно и неудивительно. Прежде всего хромает методика. Мы точно не знаем, сколько здоровых детей, а сколько больных рождается: это и неважный контроль при родах, и липовая отчетность. Плохую статистику с травмами и патологиями у детей показывать чревато для роддома. Были ли здоровы родители этих детей – уроженцы 80-х и 90-х годов прошлого века? Мы помним, что тогда происходило в стране.

Но главное – у нас нет правильной системы физического развития. Для большинства детей нет доступного массового спорта. Именно занятия спортом могут основательно подкорректировать первоначальные и приобретенные изъяны здоровья. Но разве дети сейчас могут ходить из секции в секцию, пока не найдут себе вид спорта по душе и способностям, как было 30–40 лет ­назад.

Государство важнейшую социальную функцию оздоровления и спортивной подготовки отдало на откуп рынку. Секций бега и бадминтона не стало – непопулярно, следовательно, неприбыльно. Зато пышным цветом растут сверхдорогие теннис и футбол, фигурное катание. Есть деньги у родителей – есть залог нормального физического развития. Но и элитарный спорт не делает погоды в общей статистике. Все самое плохое происходит в школе, и виной тому физкультура. Ее уроки организованы из ряда вон плохо. Методологически это тоже предмет, и он ничем не отличается от урока физики в аудитории. Да, дети не сидят в спортзале, двигаются, но на пользу ли организму? В расписании уроков физкультуры никак не учитываются биологические ритмы – в обеденное время ребенку хочется поесть, а по свистку учителя надо подтягиваться. С утра организм спит, а первыми уроками стоит физра, да еще на лыжах. Опять же норматив: не сделаешь правильно и быстро, положительной оценки не получишь. Насилие над собой, движение не в радость. Пользы нет. Дети простужаются, поскольку после игры в баскетбол приходят мокрыми, а в школе сквозняки.

Маленькие ребятишки еще ходят на физкультуру, а старшеклассникам на нее плевать. Им неудобно, некомфортно, особенно девочкам. Они в силу возраста начинают отличать профанацию от пользы и практичности. Всё, круг замкнулся: не совсем здоровые дети вступают в репродуктивный возраст, а дальше вы знаете. В некоторых странах давно эту проблему сняли, убрав с физкультуры статус предметного урока и сделав ее свободной практикой.

Ни для кого не секрет, что организация обучения в школе не способствует здоровью. Если во времена Яна Коменского корпение над учебником оставляло время для других дел, то сейчас, чтобы быть успешным, ребенку надо трудиться основательно. Вот только сидя. Почти враждебная среда на 11 лет, принятые обществом социальные нормативы и неопределенные жизненные цели вряд ли послужат основанием для здоровья и благополучия новых поколений. Видимо, проще строить храмы, замаливая грехи, и офисы для подсчета барышей, чем возводить спортшколы и бассейны для бесплатных занятий здоровой нации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 9 =