О фальшивых салютах

Анатолий Тетенков
Анатолий Тетенков, журналист

– Даже не зная теорию разбитого окна, многие люди на прогулке, если вокруг царит безупречная чистота, не бросают на тротуар или газон конфетный фантик – рука не поднимается. Ищут урну. И наоборот: даже любящие свой родной город воспитанные жители без всяких угрызений совести выкинут мусор там, где он давно разбросан.

Стоит появиться на стене дома одному наклеенному объявлению, как тут же рядом появляется другое, третье… Через короткое время угол дома заклеен неприглядной макулатурой. Следом – граффити. Детско-подростковые каракули, начерченные аэрозолем из баллончиков. Когда живого места не остается, все это переходит на другой беззащитный объект. Кто-нибудь наказан за вандализм? Увы… И тогда хаос расползается дальше, поражая целые кварталы – варварство со стен перебирается в подъезды, проезды, на газоны и детские площадки. И за тотальностью происходящего уже не бросается в глаза своим вопиющим антикультурным проявлением. Становится привычным.

Таким же привычным может стать и новая опасность, способная, на мой взгляд, принести немало вреда нашей культуре. Недавно, проезжая по проспекту Мира, обратил внимание на яркий павильон с кричащим названием «Салют». Обычная торговая точка с фейерверками для праздников, но смутила надпись ниже – «АБАЛДЕННЫЙ». Это не ошибка – такой вариант написания повторился в рекламных зазывалках еще раз – «для АБАЛДЕННОГО праздника». Расчет, что грамотные прочитают, ударятся оземь, удивятся такой оригинальности, зайдут и купят.

Это только с виду безобидная надпись. Витринные технологии восприятия текста особенно хорошо работают на новые поколения, выросшие в современной информационной среде. Русские названия на латинице, неведомые названия, якобы иностранные, полностью иностранные названия торговых заведений… Идешь по проспектам Томска и не успеваешь отмахиваться от нагло лезущих в глаза вывесок. Мы где находимся? В Сибири или в предместье Каира? Во многих городах муниципальные власти борются с этим акультурным засильем, у нас, возможно, тоже, но успехов не заметно. Случай с каштаковским магазином вопиющ в другом. Он чреват более серьезными последствиями для грамотности. Раз так пишут, значит, так и есть.

По закону вышеприведенной теории рядом появится еще что-то с броской ошибкой на вывеске из вроде бы уже забытого олбанского языка – ржунимагу. А далее еще «шедевры», на которых язык Пушкина поганится во всю мочь досужими торговцами колониальных товаров. Великие музыканты всех времен более всего уважали представителей простой земной профессии – настройщиков инструментов. Если инструмент дает фальшивый звук и его не отстроить, то со временем гармония музыки будет утеряна, ее заменит хаос фальши.

Рецепт борьбы с проявлениями теории разбитых окон прост – надо мгновенно убирать грязь. Неужели в губернском городе некому власть употребить?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 11 =