О роли мужчин-учителей в образовании

vladimir-petrushenko
Владимир Петрушенков, бывший учитель, пенсионер

-Общество давно бьет тревогу: школе необходимы мужчины. Для полноценного воспитания детей не хватает мужской педагогики – уровень образования заметно упал, да и с «добрым и вечным» что-то произошло.

Вопиющие случаи нападения подростков в школах на учителей и одноклассников, да еще с применением оружия, заставляют вздрагивать взрослых. Смотришь ролик, на котором великовозрастный юнец без моральных тормозов унижает учительницу, сжимаешь кулаки и думаешь: вот врезать бы тебе по-мужски, чтобы сразу все наши вековые ценности дошли. Кажется, такое простое решение на поверхности – излишний демократизм до добра при обучении молодежи не доводит. Распоясались подростки под влиянием Интернета, женской мягкости и навязанных либеральных свобод. Это хочу учить, а это не хочу. А если что не так, то тут же набегут защитники, от чиновников до родителей, и укажут школе место: «Лицензии лишим!» Виноватой объявят только школу и «училок», несчастных дам. Хотя даже присутствие мужчин-педагогов в школе, но побольше чем 10% от состава в виде физрука и трудовика, уже во многом предупредило бы часть скандальных ситуаций: учителя строги, но справедливы и дисциплина не хромает.

После скандалов в школах депутаты и чиновники по кругу начинают петь одну и ту же песню: усилить стремление мужчин к учительству, привлечь молодежь, создать преференции, удержать всеми силами уже работающих. Но воз и ныне там, потому что проблема неизмеримо глубже. Можно уповать, что все само собой рассосется и практика привлечения мужчин сработает. Или даже придумать кое-какие преимущества от профессии. В Туве, например, предложили гарантированный карьерный управленческий рост в том, что должность завуча по воспитательной работе законодательно будет занимать только мужчина-педагог. Мужикам-учителям предложили еще и ипотеку с льготами. Вроде неплохо и можно тиражировать опыт, но эта искусственность в гендерном выравнивании и социальном подтягивании вряд ли кардинально изменит ситуацию.

Беда заключается в том, что еще сто лет назад профессия педагога была исключительно мужской. Содержание образования, не говоря о методике, строилось под мужские менталитет и логику. Боюсь обидеть женщин-учительниц, но наши самые известные в мире ученые, профессора и лауреаты «нобелевки» прошли мужскую школу. И статус мужчины-преподавателя был высочайшим. До революции учитель гимназии (виданное ли дело сейчас!) продвигался по карьерной лестнице, как и чиновник в табели о рангах.

XX век с его войнами и коллизиями основательно изменил картину. Постепенно профессия стала женской. Доминирование женщин в образовательном процессе привело к тому, что организация и содержание обучения строились исключительно для девочек (оттого мальчики получают образование не благодаря, а вопреки и академическая успешность в основном удел девочек).

Будь я министром образования, я бы развил тувинскую инициативу: чтобы приумножить умное среднее образование в прогрессии, в школе не только управление должно быть мужским, но и ведущие предметы – математика, физика, история и информатика – должны преподаваться исключительно мужчинами. При достойном материальном вознаграждении в статусе государственных чиновников! А иначе как тогда реализовать грандиозную стратегию российского руководства о переходе на цифровую экономику? Боюсь, только с женщинами-педагогами эту задачу для будущих поколений не решить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − десять =