О скучной честности

УИК № 116,  ул. Беринга,4

Мы все очень много орали. Последние два месяца практически только этим и занимались: на митингах, пикетах, шествиях. Обличая и насмехаясь. «За честные выборы!» «Ни одного голоса Путину!» и т.д… Но вопрос о честности выборов все равно оставался открытым. Можно ли пресечь фальсификации? Хотя бы на уровне УИК? Пожертвуем одним воскресеньем – посмотрим.

 Председатель собственноручно берет каждый бюллетень и объявляет фамилию кандидата. При этом держит его над головой, направляя в глазок видеокамеры. Чаще других звучит: «За Путина…»

 

Главное впечатление дня – да, можно.

На УИК № 116 (спальный район, ул. Беринга,4) нас, наблюдателей, было четверо: очень молодой человек, представившийся «от «Единой России», парень постарше – от штаба Прохорова, разговорчивая дама от КПРФ и я.

По опыту выборов 4 декабря известно: наблюдателей могут попробовать удалить с участка. Под каким-нибудь надуманным предлогом. А кто будет удалять? Полицейский на месте. Совсем молоденькая девушка, с которой можно вежливо поспорить, или долго препираться, пока остальные наблюдатели удвоят и утроят бдительность… Но никто нас не гонит. Ходим смотрим, что хотим. Я фотографирую. Народ идет активно. Падают в прозрачную урну одинарные бюллетени. Скучно. Может, кто-нибудь нам жалобу подаст? Не дождались. Наоборот: пару раз председатель недвусмысленно показала каким-то спорщикам в нашу сторону: «Видите, наблюдатели сидят? А вы хотите, чтобы мы закон нарушали…»

В отличие от остальных мне везет: корреспонденту нужно посетить еще 8 участков, разбросанных по Иркутскому тракту. Везде одна и та же картина – сидят трое-четверо наблюдателей. Перед некоторыми – бумажки с крестиками; свой подсчет проголосовавших. И все.

Ад начинается вечером. Но ад вполне контролируемый. Восемь часов. Проголосовал последний вспыльчивый дедок. Председатель Надежда Степанова берет командование на себя, посторонние разговоры прекращаются. Каждый из членов УИК подсчитывает своих – сколько пришло проголосовать, сколько было выдано бюллетеней, сколько осталось. Гляжу из-за плеча Степановой: остатки зафиксированы верно.

Теперь самое интересное: составляются вместе несколько столов и последовательно опорожняются урны. Члены УИК делят кандидатов. Кто-то будет складывать в своем уголке бюллетени «за Зюганова», кто-то «за Жириновского». Мы подтягиваемся поближе. Дважды наблюдателю от Прохорова кажется, что результаты слегка не сходятся. Дважды, без единого вопроса, члены УИК пересчитывают «спорные» голоса. К счастью, это уже не вся кипа, а лишь ее отдельные части.

…Незадолго до выборов, узнав, что я иду наблюдателем, знакомая спросила: «Тебе что, делать нечего?» Да есть, как и всем. Просто пока мы там были, все действительно происходило последовательно, скучно и честно.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 5 =