О том, как за 20 минут «пройти» Екатерину

Сергей Мальцев, учитель истории Самусьского лицея им. академика В.В.Пекарского
Сергей Мальцев, учитель истории Самусьского лицея им. академика В.В.Пекарского

Прошел Международный женский день. А спроси кого — чего празднуем? В лучшем случае ответят про Клару и Розу. Особенно продвинутые скажут про “Марш пустых кастрюль” в Нью-Йорке в 1857 году. И лишь пара выпускников истфака вспомнят 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года, фабрику “Невка” и ее работниц, с которых началась Февральская революция. А ведь нынче сто лет тем событиям, радикально изменившим нашу страну… У нас сейчас вообще странное отношение к истории. Мы до хрипоты спорим про Сталина, Ивана Грозного. Бесконечно распространяем мифы, обзывая тех, кто их разоблачает. Но целостной картины отечественной истории у большинства нет. И начинается все в школе.

Разберем стандартный урок истории. Урок — 45 минут. Из них 3 минуты на то, чтобы усадить и успокоить детишек, особенно 5-8 классы. 5 минут на опрос по домашнему заданию. Еще 5 минут на то, чтобы вспомнить предыдущую тему. Итого уже 13 минут. В конце урока — 5 минут — опрос по новому материалу, и 3 минуты на запись ДЗ. Плюс минут 5-7 на стандартные одергивания «а можно выйти», «а чо Пупкин у меня пенал забрал» и прочее. Итак, на собственно новый материал 20 минут. А тема — «Яркие личности Екатерининской эпохи», от Ломоносова, через Державина, Суворова, Ушакова, Потемкина-Таврического до Радищева. 20 минут! И два часа в неделю. В учебном году 34 недели, то есть в году 68 часов истории. Причем 22 часа в каждом году отводится мировой истории, ну нужно же понимать контекст событий, происходивших на нашей родине много лет назад. На отечественную историю остается 46 часов.

А, например, в 6 классе в это время нужно упаковать период от Рюрика до Ивана III, то есть — шесть с лишним веков. В 7-м — три века, но это ещё сложней, потому что туда и Иван Грозный, и Петр Великий, и до самого Павла I. Плотность событий очень большая. В 9-м классе только 20 век, но это легко сказать “только”. Представьте себе, что у вас один час на весь период 30-х, с индустриализацией, коллективизацией, раскулачиванием, Большим террором, подготовкой ко Второй мировой… И это я не говорю о всяческих мониторингах, фронтальных контролях, олимпиадах и пр. Все они отнимают часов 5-10 в год. Для математики или русского это уже ощутимая потеря, для истории — катастрофа! Так что единственный вариант получить необходимые знания — это самообразование. Если хотите, чтобы ваш ребенок знал историю, на школу не надейтесь. Читайте сами, чтобы пример подавать, и увлекайте чадо. Иначе никак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =