О том, как жадность разоряет страховщиков

stepanov
Алексей Степанов, предприниматель

-Президент подписал закон о «натуральном возмещении» по ОСАГО. То, что так долго лоббировали страховщики, свершилось. «Ныли» они очень долго: вот, мол, этот вид страхования приносит нам одни убытки, помогите-спасите… Но по факту ОСАГО оказалось очень прибыльным: Российский союз автостраховщиков отчитался, что за 2015 год было получено 220,2 милллиарда рублей страховых премий. Страховых же выплат осуществлено на 122 миллиарда рублей.

Глава одной крупной страховой компании жаловался недавно, что «расплодились автоюристы», и из-за них большие убытки. Я имел такой опыт: попал в ДТП, виноват не я. Застрахован как раз в той компании, директор которой раздает такие жалостливые интервью. Пришел, насчитали мне 11 тысяч рублей. Реальная стоимость ремонта – 18 тысяч. Подал на страховщиков в суд, получил к тем 11 еще 35 тысяч. Технически страховая компания в убытке. По факту – они законченные идиоты. Посчитали бы мне те же 18 тысяч, а потом получили бы их суброгацией от страховой виновника. Вместо этого насчитали 11 тысяч, получили их от той страховой, но сверху заплатили мне еще 35. Из собственных средств.

Несколько лет назад правительство утвердило предельный износ деталей в 50%. Если раньше при аварии со старой машиной можно было получить только 20% от цены новой детали, то сейчас – целых 50%. Это немало. К примеру, на мою Subaru новая фара стоит 35 тысяч, выплатят мне 17,5, на авторазборе в Новосибирске можно купить ее за 2,5 тысячи. Отсюда появились «профессиональные пострадавшие». Это, может, и проблема. Но решается она очень просто: выравниванием коэффициентов износа. Уронить его до 30–35%, например, сделать градацию по моделям или еще что. Вместо этого выпустили сырой и безобразный закон.

Вот его ключевые пункты:

  1. Нельзя выбрать: деньги или ремонт. Только ремонт (за исключением совсем уж фатальных случаев).
  2. Ремонт только новыми деталями.
  3. Срок ремонта – не более 30 дней.
  4. Гарантия – 1 год.
  5. Станция техобслуживания должна находиться не далее 50 км от места жительства автовладельца, если дальше – доставка транспорта за счет страховщика.

К каждому из этих пунктов у меня вопросы. Хватит ли «белых» нормальных сервисов? Как будет распределяться очередь? Представляем простую ситуацию. Понедельник, в автосервис по направлению из страховой приезжает семь машин. Шесть – с мелочью вроде сломанного бампера. И одна – тяжелый «перевертыш», который неизвестно сколько ремонтировать. Что сделает автосервис, исходя из своих интересов? Очевидно, бросит все силы на самый трудный случай, чтобы не получить проблем с огромной неустойкой (она же считается от суммы ремонта). А остальные встанут в очередь и будут вместо трех дней ждать свою машину 23 дня.

Кому выгоден закон?

Автосервисам? Будут серьезные вливания денег, но и большие риски по срокам и ответственности.

Страховщикам? Уйдут «профессиональные потерпевшие», но появятся проблемные регионы с отдаленными поселками без автосервисов. Например, поселок Алзамай находится между Иркутском и Красноярском, 500 километров до каждого. Будет ли страховщик хоть как-то заинтересован в таком страхователе? Какие препятствия он придумает, чтобы ни за что не страховать такого водителя?

Автовладельцам? Теоретически выгода есть, за счет новых деталей. Практически – ни черта из-за сроков ремонта и короткой гарантии, позволяющей делать брак.
Появятся проблемы для автоюристов? Ничуть. Переключатся на оценку качества ремонта и будут раскручивать автосервисы. А делов-то было – откорректировать износ…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 2 =